Системи ФРГ

І мировая война:

Ø разрушение финансовой системи;

Ø государственныйдолг увеличился в 32 раза (с 5 млрд. марок до 160);

Ø выплата репараций победителям = 132 млрд. марок

ІІ мировая война:

Ø в 1945 г. государственныйдолг у 5 раз превышал национальный доход 1938г.;

Ø вся экономика была разрушена, а инфляцияя = 600%

План помощи Маршалла (1948-1951):

Ø Германияполучилав 1948 г. 2,4 млрд. дол. помощиот США;

Ø Произошел бурный экономический рост (“германскоечудо”);

Ø Реализация плана «Экономическое развитие»(автор- Л.Ерхард (1897-1977)

Объединение 2-х частейГермании (1990):

Ø темпы экономического роста стали нижесреднеевропейских (в 1993г. ив 2003г. – произошел спад ВВП = 0,2%);

Ø высокий уровень безработицы (в 2004г.он составил 10,3%);

Ø наблюдался дефицит бюджетов всех уровней;

Ø доля государственного долга достигала 60%.

В настоящее время Германия принадлежит к числу высокоразвитых стран мира и входит в так званую «большую семерку». По объему ВВП и размерам промышленного производства она занимает 4-е место в мире.

ФРГ является федеративной республикой.

В состав государственных финансов ФРГ входят:

· финансы федерации (федеральный бюджет, специальные фонды, финансы государственных предприятий);

· финансы земель в составе соответствующего бюджета, специальных фондов, финансов предприятий;

· местные финансы (бюджеты округов, громад –общин, финансы коммунальных предприятий).

Бюджетный год в ФРГ соответствует календарному году. Бюджетное устройство имеет три уровня: федеральный, земельный и местный

В бюджетном процессе принимают участие:

Ø правительство и министерство финансов;

Ø Бундестаг (законодательная власть) и бюджетный комитет;

Ø Бундесрат (верхняя Палата парламента, которая состоит из членов правительств земель);

Ø федеральнаясчетная палата;

Ø федеральный казначейский двор;

Ø подкомитет по проверке отчетности.

Разработанный Министерством финансов проект бюджетарассматривается в парламенте и комитетах бундестага; члены бюджетного комитета являюся докладчиками по определенным разделам бюджета. В обсуждении проекта принимают участие ученые и общественность; научно-исследовательские организации готовят экспертные оценки. Принятие бюджета – суверенное право парламента: сначала он должен быть принятым бундестагом, а потом получить одобрение бундесрата.

Исполнение бюджета – исключительная компетенция правительства в лице Министерства финансов, кассовое обслуживание возложено на Бундесбанк. Контроль за исполнением бюджета осуществляют органы исполнительной, законодательной власти и общественные институты.

Основу доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления. Налоговая система Германии состоит из 40 налогов: собственных (закрепленных за отдельным бюджетом) и общих(которые распределяются по установленным нормам в различные бюджеты).

К общим налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог с оборота.

Федеральными поступлениями являются доходы от финансовых монополий, таможенные сборы, доходы от эксплуатации транспорта, налоги на имущество.Общая структура налогообложения в ФРГ приведена на рис.18.3.

 

Рис. 18.3. Структураналогообложенияв ФРГ

 

 

Значительную долюрасходов бюджетной системы составляют социальные выплаты(пенсии, помощь по безработице и финансирование бирж труда , помощь при рождении и уходе за ребенком).

Состав и структура расходов федерального бюджета зависит от фукций, которые выполняет федеральное правительство. Это расходы на военные цели, международные отношения, большая часть социальных гарантий населению, расходы на культуру, образование, содержание административного аппарата, расходы на финансовую поддержку отдельных отраслей , регионов (субсидии, льготные кредиты и прямое финансирование), а также на финансирование производственной инфраструктуры и научно-технических программ.

Федеральный бюджет страны является дефицитным, при этом размер государственного долга возрастает.Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета (так называеиое «золотое правило» государственного долга). Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли долга федерального правительства и земель при росте задолженности общин. Министерство Финансов ФРГ для снижения темпов роста расходов на выплату процентов по государственному долгу использует некредитное покрытие расходов, а также продажу государственной собственности.

Бюджеты земель и общин играют значительную роль в экономике страны, т.к.за их счет полностью финансируются расходы на коммунальное хозяйство, учреждения образования и здравоохранения, преимущественная часть расходов на транспорт и жилищное хозяйство, содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга.

Местные бюджеты ФРГявляются преимущественно дефицитными. Для бюджетного выравнивания используется Федеральный фонд финансового выравнивания,который формируется за счет установленной доли отчислений от НДС. Целью выравнивания является увеличение доходов финансово слабых земель до уровня 95% от среднего уровня налоговых поступлений на душу населения во всех землях.

Важной составной частью финансовой системы ФРГ являются специальные фонды. Главное место среди них занимают социальные фонды, основным из которых является Фонд социального страхования, состоящий из большого количества автономных структур, охватывающих различные виды страхования: пенсионное страхование, по временной потере трудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев. Существует единая система мобилизации средств на эти цели: обязательные отчисления, взносы предпринимателей, государственные субсидии из федерального бюджета.

Центральное правительство ФРГ имеет в своем распоряжении и другие государственные целевые фонды, например, Фонд германского единства – специальное учреждение для выравнивания финансового потенциала восточных земель, созданный в 1990 г.

Финансовый рынок ФРГчетвертый по объемам международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании.Для финансирования государственного долга федеральное правительство эмитирует такие виды ЦБ: облигации ФРГ, федеральные облигации, долговые сертификаты, федеральные кассовые облигации, сберегательные сертификаты, казначейские финансовые обязательства, беспроцентные казначейские сертификаты.

Выпускают государственные ЦБ федеральное правительство, правительства земель, местные органы власти общин. Преимущественная часть государственных ЦБ находится в собственности коммерческих банков, сберегательных касс и социальных фондов.

Государственный сектор Германии подвергся массовой приватизации. Государственными остаются объекты транспортной инфраструктуры, скоростные автодороги.

ФРГ стала одной из первых стран, объединившихся в Европейское экономическое сообщество, теперь это Европейский Союз.