Біла О.Г., Чуй І.Р. Фінанси; Навч. Посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012р. – Тема 8.

4. Глущенко В.В., Глущенко А.С., Глущенко О.В. Фінанси у рисунках, схемах і таблицях: Навч.посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012 р. – Тема 7.

7.1 Понятия состояния бюджетного фонда и дефицита бюджета

Бюджетный фонд как централизованный фонд денежных средств государства характеризуется:

· большими масштабами;

· сложной внутренней структурой;

· целевым направлением.

Конкретный объем бюджетного фонда, источники доходов и направления использования средств определяются ежегодными законами о Государственном бюджете; движение средств фонда отражается в основном финансовом плане страны.

В процессе сбалансиования бюджета путем составления его доходной и расходной частей определяются показатели состояния бюджета. (рис.7.1.)

 

Рис.7.1. Показатели состояния бюджета.

 

Финансовая теория предусматривает три классических концептуальных подхода к сбалансированию государственного бюджета, каждый из которых имеет характерные черты и экономические последствия (рис.7.2.)

 

 

 

Рис.7.2. Классические подходы к сбалансированию бюджета.

Бюджетный дефицит – сложное экономическое явление, в котором отражаются различные аспекты социально-экономического развития общества, эффективность экономической политики государства. Классификация бюджетного дефицита осуществляется по определенным признакам (рис.7.3.)

 

Рис.7.3. Классификация бюджетного дефицита.

 

 

Плановый дефицит – утвержденный в законе о Государственном бюджете.

Отчетный бюджетный дефицит- фактический объем дефицита в соответствии с годовым отчетом об исполнении государственного бюджета Украины.

Внешний дефицит - разница между внешними расходами и поступлениями от внешних источников.

Внутренний дефицит - характеризует превышение объемов общего дефицита над внешним.

Открытый дефицит – официально утвержденное состояние бюджета в законе о Государственном бюджете украины на плановый год или в решениях сессий местных советов о соответствующем местном бюджете.

Скрытый бюджетный дефицит – официальными документами не признается.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицитскрытый дефицит бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства:

· финансирование гос. предприятиями излишней занятости в государственном секторе и выплата ими зарплаты по ставкам, превышающим рыночные, за счет банковских займов или путем накопления взаимной задолженности;

· отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование НБУ убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительства, рефинансирование сельськохозяйственных , промышленных и жилищных программ по льготным ставкам;

· другие.

Вынужденный дефицит – связанный с необходимостью расходовать средств больше, чем их можно мобилизировать (при стихийных бедствиях, экономического кризиса и пр.).

Невынужденный бюджетный дефицит (сознательный) – возникает вследствие проведения неэффективной финансовой политики и неквалифицированного управления финансовой системой.

Активный дефицит – дает возможность подтолкнуть, активизировать дпльнейшее развитие экономики и рост капитала.

Пассивный дефицит – подчиняется законам инфляции, характеризуется направлением дефицитных средств на финансирование текущих расходов (на оборону, управление, социальную защиту и др.).

Фактический дефицит- это разница между текущими расходами и текущими доходами государства.

Циклический бюджетный дефицит – результат недопоступления доходов бюджета вследствие циклических колебаний в экономике.

Структурный дефицит – отражает разницу между расходами и доходами государственного бюджета в условиях полной занятости.

В странах с переходной экономикой проблемы структурного дефицита бюджета усложняются манипулированием его размерами с помощью определенных инструментов (рис.7.4.).

Устойчивый бюджетный дефицит – наблюдается в долгосрочном периоде.

Временный дефицит – наблюдается в краткосрочном периоде.

Первичный бюджетный дефицит – разница между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов по государственному долгу.

Операционный дефицит - дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

 

В целом основной причиной возникновения бюджетного дефицита является превышение темпов роста бюджетных расходов по сравнению с ростом доходов бюджета.Конкретные причины можна объединить в такие группы: объективные(или вынужденные), субъективные (сознательные или не вынужденные). См. рис.7.5.

 

 

Рис.7.4. Инструменты влияния на структурный дефицит бюджета

 

 

Таким образом, бюджетный дефицит – это финансовое явление, которое не является обязательно чрезвычайным и негативным. В современном мире нет государства, которое бы в те или другие периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

Под дефицитом бюджета понимают объективные экономические отношения между участниками общественного производства относительно использования средств сверх имеющихся закрепленных источников доходов бюджета через рост предельных расходов производства.

Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансованности бюджета, то есть недостатка бюджетных средств в сравнении с потребностью в них для финансирования необходимого объема государственных расходов.

 

 

Рис.7.5. Причини возникновения бюджетного дефицита.