В настоящее время доходная часть местных бюджетов формируется за счет собственных и закрепленных доходов, а также межбюджетных трансфертов.
Перечень собственных и закрепленных доходов определен Бюджетным кодексом Украины на длительную перспективу. Поступления собственных доходов не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам, что способствует заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании доходной базы. Закрепленные доходы местных бюджетов составляют основу для определения налоговой способности территории, их объемы влияют на размеры межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам с Государственного бюджета Украины.
По экономической природесобственные доходы местных бюджетов –доходы, которые формируются в результате действий и решений, принятых органами местного самоуправления. Собственными можно считать лишь те доходы местных бюджетов, которые одновременно отвечают таким требованиям: территориальная локализованность, непосредственная зависимость от деятельности местной власти, полностью их контролирующей и использующей по своему усмотрению.
Наиболее характерными примерами собственных доходов являются:
1. местные налоги и сборы;
2. платежи, установленные органами местного самоуправления;
3. доходы от коммунального имущества и предприятий коммунальной собственности;
4. штрафы и санкции, связанные с получением собственных доходов.
Закрепленными являются доходы, которые на долговременной основе передаются в местные бюджеты в полном размере или в определенной единой для всех бюджетов доле. По своей сущности это общегосударственные налоги, сборы или доходы, которые традиционно формируют доходную часть местных бюджетов. Это – налог на доходы физических лиц, плата за лицензии и торговые патенты и др.
В доходы местных бюджетов поступаютсредства из государственного бюджета в виде дотаций и субвенций, которые предназначены для финансирования делегированных полномочий органов местного самоуправления и проведения финансового выравнивания. Кроме того предоставление межбюджетных трансфертов вызвано недостаточностью собственных и закрепленных доходов для финансирования расходов органов местного самоуправления. В современной бюджетной практике применяются такие виды межбюджетных трансфертов: дотации выравнивания, субвенции, средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов, другие дотации.
Доходы местных бюджетовзачисляются вСпециальный и Общий фонды местных бюджетов. Общий фонд аккумулирует средства, имеющие общегосударственный характер и в дальнейшем перераспределяются. В Специальном фонде сосредотачиваются средства бюджетных учреждений, в том числе специальные государственные целевые фонды (например,фонд защиты окруж. природной среды), которые не подлежат перераспределению и используются по целевому назначению. Составной частью Специального фонда является бюджет развития местных бюджетов, который предназначен для проведения инвестиционной и инновационной деятельности.
В современных условиях в Украине около 80% всех доходов сводного бюджета Украины формируют налоговые поступления. В условиях функционирования рыночной экономики в системе формирования доходов бюджетов государства налоговая форма финансовых взаимоотношений государства и ее субъектов является главной.
Планирование доходов бюджета осуществляется с помощью таких методов:
· метод прямого расчета (состоит в осуществлении детальных плановых расчетов каждого элемента доходов бюджета);
· нормативный метод ( предусматривает планирование отдельных показателей на основе установленных нормативов);
· аналитический метод ( состоит в том, что определяется не общая величина определенного показателя, а его изменение в плановом периоде под влиянием определенных факторов по сравнению с базисным периодом);
· метод экстраполяции (основан на определении бюджетных показателей на базе установления устойчивой динамики их развития).