Основные теоретические положения
Тема: Анализ влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность ТС и себестоимость перевозки
Цель работы: определить степень влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность транспортного средства и себестоимость перевозки груза.
Материал и оборудование: справочные материалы, канцелярские принадлежности, калькулятор или ПЭВМ.
Основные теоретические положения
Часовая производительность, т/ч и т.кт/ч, определяется по формулам:
;
,
где - коэффициент использования пробега;
- коэффициенты использования грузоподъемности;
qн – номинальная грузоподъемность ТС, т;
- средняя техническая скорость, км/ч.;
- среднее расстояние ездки с грузом, км;
- время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч.
Затраты автотранспортной организации на выполнение перевозок в денежной форме представляют эксплутационные расходы, а расчетные затраты на единицу транспортной продукции называются себестоимостью перевозок и исчисляются в грн./ткм, грн./т, грн./км или грн./ч в зависимости от способа фиксации величины работы автотранспортного средства.
Структура себестоимости – это состав и соотношение статей расходов и элементов затрат в общих эксплутационных расходах.
Общие затраты (в грн.) на перевозки можно представить так:
Собщ = ЗПосн+ЗПдоп+(ЗПосн+ЗПдоп)*Кнач+Ст+Ссм+Сш+Сто,тр+Са+Снр,
где ЗПосн, ЗПдоп – основная и дополнительная зарплата водителей, грн.;
Кнач – коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
Сто,тр – затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, грн.;
Ст – затраты на автомобильное топливо, грн.;
Ссм – затраты на смазочные материалы, грн.;
Сш – затраты на шины, грн.;
Са – амортизационные отчисления, грн.;
Снр – накладные расходы, грн.
Стоимость топлива для автомобиля определяется по формуле:
Ст = Цт*Gт = Цт*10-2 ((Нл*Lм+Нтр*Р)+ Нл*Lм) ,
где Цт – цена литра топлива, грн./л;
Lм – расстояние перевозки, км:
Нл – норма расхода топлива на 100 км пути,;
Нтр – норма расхода топлива на каждые 100 т.км транспортной работы, л/100т.км; (для дизтоплива 1,3 л);
Р – объём перевозок, ткм.
Затраты на смазочные материалы
Ссмі =Σ(Цсмі*Нрсмі*Gті*10-2),
где Цсмі – цена смазки і – го вида, грн./л;
Нрсмі – норма расхода смазки л/100л;
Gті – количество израсходованного топлива данного вида, л
Затраты на автомобильные шины
Сш = Цш*Nш = Цш*(Lм*nш/Нш*Кш),
где Цш – стоимость одной шины, грн.;
Nш – количество шин, изнашиваемых за время движения по маршруту;
nш – число колес на автомобиле;
Нш – норма пробега автомобильной шины, км;
Кш – коэффициент корректирования нормы пробега, учитывающий условия эксплуатации подвижного состава.
Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей:
Сто,тр = Нз*(Lм/1000),
где Lм – пробег автомобиля, км.
Нз – суммарная норма затрат на заработную плату слесарей, запасные части и материалы при выполнении ТО и ТР, грн./1000км;
Для определения размера ежегодных амортизационных отчислений Са используют балансовую стоимость автомобиля Цбал и действующие нормы амортизационных отчислений:
Са = Цбал*На/100.
Себестоимость перевозок – один из основных экономических обобщающих показателей работы транспорта. Она определяется делением общих затрат, связанных с осуществлением транспортной работы, на количество перевезённых тонн или выполненных тонно-километров.
Себестоимость перевозок S определяется по формулам:
Sткм = СΣ/Р;
Sач = СΣ/tдв;
SL= СΣ/Lм;
Sт = СΣ/Q.
Именно себестоимость доставки груза определяет тарифы на перевозки грузов с учетом необходимого уровня рентабельности работы автотранспортной организации.