Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе

После мирового кризиса 1929-1933 гг. отмечается все более активное вмешательство капиталистических государств в развитие экономической жизни. Активизации этого процесса в значительной мере содействовала теория английского ученого

Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики, приведенная в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшей в 1936 г. Его идеи относительно экономической политики в равной степени использовали правительства всех западных стран, особенно после второй мировой войны.

Президент Франции В. Жискар Д'Эстен во время кризиса 70-х гг., характеризуя возможности успешного государственного регулирования экономики, писал: "Устранение безработицы на длительное время находится в пределах возможностей плюралистической экономики нашего типа. Показательно, что в разгар нынешнего кризиса во всех западных странах норма безработицы не достигла даже трети или четверти той, которая имела место в годы предвоенного кризиса: сказалась действенность теорий Кейнса и Бевериджа, научивших нас бороться с безработицей путем стимулирования глобального спроса и воздействия на инвестиции"*.

Кейнс первым стал рассматривать государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования экономики, включающие оценку стихийного рыночного механизма. Кейнс и его последователи полагают, что такие отрицательные явления капиталистической экономики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста, являются неизбежными в стихийной экономике, так как действие "вечных" и "естественных" психологических законов порождает большие трудности в реализации продукции. Склонность людей к сбережению денег приводит к более быстрому росту сберегаемой части национального дохода по сравнению с ростом всего дохода. В итоге спрос на товары как личного, так и производственного назначения оказывается недостаточным, что способствует стагнации производства, возникновению кризисов, неполной занятости ресурсов, труда и капитала. Это вызывает необходимость государственного вмешательства.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по следующим двум основным направлениям:

· непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики;

· регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с

жизнеобеспечением населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики. Разумеется, формы и методы такого регулирования весьма различны.

Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления им весьма разнообразны. Во Франции активное создание государственного сектора началось при правительстве Ш. де Голля в 1945-1948 гг., проявившееся в национализации ряда крупных промышленных предприятий, банков и страховых компаний. Премьер-министр Франции П. Месмер, характеризуя экономическую политику своего правительства, утверждал, что оно намерено увеличивать инвестиции в промышленность и реорганизацию компаний. При этом он подчеркивал: "Можно ли представить, что наша страна не располагала отраслями, которые составляют саму основу экономической мощи! Это не вопрос амбиций, это вопрос жизни и смерти нации"*.

К 80-м гг. в государственном секторе Франции (без учета чиновников государственного аппарата управления) было занято 10% самодеятельного населения, в нем производилось 12,7% добавленной стоимости, выплачивалось 15% общей суммы зарплаты и осуществлялось 26,4% капиталовложений**.

Англия занимает одно из ведущих мест по уровню и разнообразию методов управления государственным сектором и ведущее место среди крупных держав по удельному весу государства в национальных капиталовложениях, доле государственных предприятий в общем числе занятых и удельному весу бюджетных расходов в ВВП. За счет государственных средств финансируется половина затрат на научно-исследовательские цели***.

В Англии сложились 3 основных формы управления государственной собственностью: госбюджетные предприятия, государственные корпорации и акциионеры-компании, в которых часть капитала принадлежит государству. К 80-м гг. собственность обширной сети предприятий полностью или частично перешла в руки государства, в том числе Корпорации связи, Британской сталелитейной корпорации, Британской газовой корпорации, Национального управления угольной промышленностью. Управления британских железных дорог, Британской корпорации воздушных сообщений, Британской радиовещательной компании, Управления независимого теле- и радиовещания. В национализированных отраслях создается более 10% ВВП и занято 10% населения.

В ряде европейских стран в государственном секторе создается до 30% ВНП, число занятых в нем составляет 19-25%, а удельный вес инвестиций - 25-50%. В этом отношении особенно характерны Австрия и Финляндия. В Австрии к началу 80-х гг. доля государственного сектора в ВНП была равна 30%, число занятых в нем составляло 25%, а доля в инвестициях равнялась 50%; в Финляндии - соответственно 15, 12 и 25%, в Греции - 18,12 и 25%; в Испании - 10, 7 и 33%; в Швеции - 10, 7 и 18%*.

Государственные металлургические предприятия Австрии производят 98% всей продукции, подобные предприятия Финляндии - 70%; горнорудной продукции - соответственно 98 и 100%, нефтяной - 91 и 89%. Австрийский государственный сектор выпускает 46% электропромышленных изделий. В этом секторе находится 31 машиностроительное предприятие. В Финляндии предприятия государственного сектора вырабатывают 96% удобрений и 70% химикалиев.

В Скандинавии государство контролирует около 95% железнодорожной сети. В Нидерландах 41% предприятий транспорта и связи входят в государственный сектор, а доля государственных инвестиций в этот сектор составляет 40%. В Бельгии государственные компании транспорта и связи производят 34,3% отраслевого ВНП; в Австрии эта доля вместе с энергетикой приближается к 80%. Аналогичная ситуация в Финляндии и Швейцарии. Государство контролирует более 30% производства электроэнергии в Финляндии, до 50% - в Швеции и Дании, свыше 80% - в Норвегии. В Испании удельный вес государства в общем объеме услуг транспорта и связи составляет 59%**.

Второе направление -рыночное регулирование экономики на макроуровне- в разной мере и различными методами происходит во всех развитых капиталистических странах. Мощным рычагом государственного регулирования экономики является госбюджет. В послевоенный период доля национального дохода, потребляемая и перераспределяемая центральным правительством, местными органами управления, административными ведомствами и фондами социального обеспечения, неуклонно возрастала. Так, во Франции к 80-м гг. эта доля достигла 43,6% против 35,1% в 1960 г. и значительная часть ее приходилась на отчисления в фонды социального страхования***.

Государственное регулирование экономики в Германии имеет давнюю историю. Его формы и методы весьма динамичны и учитывают как внутреннюю, так и международную конъюнктуру. Основы современного регулирования были определены в 1963 г. в законе о создании Совета экономических экспертов, который обязан давать свои рекомендации для решения четырех узловых экономических проблем:

· стабилизация денежного обращения и цен;

· разрешение проблемы занятости;

· обеспечение внешнеэкономического равновесия;

· достижение стабильного и равномерного экономического роста.

Эти меры, получившие название "магический четырехугольник", были зафиксированы в Законе "О содействии стабилизации экономики и экономическому росту", принятом Бундестагом в 1967 г.*

Глобальное регулирование включает 4 комплекса методов:

· краткосрочные антициклические меры, опирающиеся на денежно-кредитную политику;

· среднесрочное финансовое планирование. Планы составляются на 5 лет, но корректируются ежегодно;

· государственный индикативный план. Этот план, который также составляется на 5 лет и ежегодно корректируется, включает целевые проекции всех сфер общественного производства. В нем определяются ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также предстоящие структурные изменения. План предусматривает возможные изменения цен и внешнеэкономических условий;

· "концертное действие" или "Согласованная акция", т.е. согласование государственной политики с союзом предпринимателей и профсоюзами**.

В 70-е гг. правительство Германии начало определять количественные показатели для целей "магического четырехугольника": рост цен на товары внутреннего спроса от 3 до 3,5%; средняя квота допустимой безработицы в пределах 0,7 - 1,2%; темпы равномерного роста ВНП от 4 до 4,5%. В годы кризиса 70-х гг. эти параметры не соблюдались, но по мере преодоления кризиса правительство стремилось к позитивным результатам, не допуская стихии и анархии производства.

Одной из форм регулирования экономики на международном макроуровне являются ежегодные совещания 7 крупнейших

экономических держав мира: США, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Италии и Канады. На встречах происходит обмен мнениями на сверхвысоком уровне по таким актуальным проблемам, как методы борьбы с инфляцией, безработицей, кризисами в разных отраслях общественного производства, причины замедления темпов экономического роста и др. Первая такая встреча состоялась в 1975 г. во Франции, которая была инициатором таких встреч. На совещании в г. Рамбуйе было создано Международное энергетическое агентство, в которое вошли потом почти все капиталистические страны.

Б. Ельцин иногда принимает участие в таких встречах, но не как полноправный член, а как почетный гость. Россия настойчиво стремится стать восьмым полноправным членом этого высшего элитного международного органа.

Вопросы для caмопровepu

1. В чем смысл Концепции Л. Эрхарда о социальной ориентации рынка?

2. Проанализируйте системы социальной зашиты населения, разработанные Л. Эрхардом и Г. Мюрдалем.

3. Дайте характеристику социального государства.

4. Каковы основные направления регулирования экономики на макроуровне?

Литература

1. Мюрдаль Г. Мировая экономика. (Проблемы и перспективы.)- М., 1958.

2. Новые тенденции в государственно-монополистическом регулировании экономики главных капиталистических стран.- М.: Наука, 1981.

3. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи.- М., 1993.