Методика разработана А. Адлером.
Анализ ранних детских воспоминаний.
Методика разработана А. Адлером.
Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».
Преимущества метода:
Люди с готовностью рассказывают о своих детских воспоминаниях.
Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания.
Метод прост и может быть использован в групповом исследовании.
Схема анализа:
Анализ содержания всех категорий и выдвижение гипотез.
Проверка гипотез.
Инсайт – постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания. Это может быть отражено в следующем виде: «Жизнь для автора - это…».
Анализ.
Фиксирование категорий.
Присутствующие в воспоминаниях люди:
1.1. Мать.
А) жизненный стиль избалованного ребенка
Б) недостаточное внимание со стороны матери
В) хорошая адаптивность благодаря матери
Г) отсутствие матери может свидетельствовать о пренебрежении с ее стороны
Д) отсутствие матери также может говорить о жизненной неудовлетворенности субъекта
Е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронацией» (свержением с трона).
1.2. Отец.
А) обращение к отцу из-за неудовлетворения потребности в материнской любви/ из-за детронации
Б) ситуация, когда ребенок избалован и восстает против отца
В) отсутствие отца не анализируется
1.3. Братья и сестры.
А) детронация
Б) соперничество с сиблингом
В) несамостоятельность, зависимость от сиблинга
Г) развитие социальных чувств и сотрудничества
1.4. Двоюродные братья и сестры
А) своего пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи
Б) противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом
1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
А) они баловали ребенка
Б) исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация
1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.
А) ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество.
Б) посторонние люди как опасность
В) несамостоятельность и страх остаться одному
Тип события:
2.1. опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п. (это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни)
2.2. болезни и смерть (страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей)
2.3. проступки, кражи, сексуальный опыт и др. (указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем)
2.4. новые жизненные ситуации
Оценка поведения субъекта:
Отъединенное - общительное
Пассивное - активное
Враждебное - доброжелательное
Зависимое – независимое
Эмоциональное переживание среды субъектом:
Угрожающая – дружественная
Отвергающая – принимающая
Утратил уверенность в себе – уверен в себе
Угнетен – радостен
С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются