Методика разработана А. Адлером.

Анализ ранних детских воспоминаний.

 

 

Методика разработана А. Адлером.

Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».

 

Преимущества метода:

 

Люди с готовностью рассказывают о своих детских воспоминаниях.

Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания.

Метод прост и может быть использован в групповом исследовании.

 

Схема анализа:

 

Анализ содержания всех категорий и выдвижение гипотез.

Проверка гипотез.

Инсайт – постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания. Это может быть отражено в следующем виде: «Жизнь для автора - это…».

 

 

Анализ.

 

Фиксирование категорий.

 

Присутствующие в воспоминаниях люди:

 

1.1. Мать.

 

А) жизненный стиль избалованного ребенка

 

Б) недостаточное внимание со стороны матери

 

В) хорошая адаптивность благодаря матери

 

Г) отсутствие матери может свидетельствовать о пренебрежении с ее стороны

 

Д) отсутствие матери также может говорить о жизненной неудовлетворенности субъекта

 

Е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронацией» (свержением с трона).

 

 

1.2. Отец.

 

А) обращение к отцу из-за неудовлетворения потребности в материнской любви/ из-за детронации

 

Б) ситуация, когда ребенок избалован и восстает против отца

 

В) отсутствие отца не анализируется

 

1.3. Братья и сестры.

 

А) детронация

 

Б) соперничество с сиблингом

 

В) несамостоятельность, зависимость от сиблинга

 

Г) развитие социальных чувств и сотрудничества

 

1.4. Двоюродные братья и сестры

 

А) своего пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи

 

Б) противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом

 

1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.

 

А) они баловали ребенка

 

Б) исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация

 

1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.

 

А) ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество.

 

Б) посторонние люди как опасность

 

В) несамостоятельность и страх остаться одному

Тип события:

 

2.1. опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п. (это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни)

 

2.2. болезни и смерть (страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей)

 

2.3. проступки, кражи, сексуальный опыт и др. (указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем)

 

 

2.4. новые жизненные ситуации

 

Оценка поведения субъекта:

 

 

Отъединенное - общительное

 

Пассивное - активное

 

Враждебное - доброжелательное

 

Зависимое – независимое

 

Эмоциональное переживание среды субъектом:

 

 

Угрожающая – дружественная

 

Отвергающая – принимающая

 

Утратил уверенность в себе – уверен в себе

 

Угнетен – радостен

 

С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются