Административный надзор

Особую роль в обеспечении законности и дисциплины игра­ет административный надзор. Надзорная деятельность являет­ся важной составляющей частью деятельности органов испол­нительной власти, государственного управления.

Например, к федеральным органам исполнительной влас­ти, основной деятельностью которых является административ­ный надзор, относятся: Федеральный горный и промышлен­ный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Государственный комитет по стан­дартизации и метрологии, а также различные инспекции в федеральных органах исполнительной власти (безопасности дорожного движения, обеспечения пожарной безопасности, рыбного, геодезического, ветеринарного надзора, надзора за связью и др.).

Административный надзор имеет свои особенности.

Административный надзор- это систематическое наблю­дение за точным и неуклонным соблюдением законов и подза­конных актов, осуществляемое специально уполномоченными органами управления в пределах своей компетенции по подве­домственным вопросам в отношении организационно неподчи­ненных им предприятий, учреждений и организаций. Надзор­ная деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или мно-

гих отраслях и сферах управления, независимо от ведомствен­ной подчиненности.

В целом административный надзор как разновидность кон­троля представляет собой деятельность специально уполно­моченных государственных органов, должностных лиц, осу­ществляющих наблюдение за исполнением всеми специаль­ных правовых норм и общеобязательных правил-всеми юри­дическими и физическими лицами независимо от ведомствен­ности и форм собственности с применением в необходимых случаях мерами государственного принуждения к правонару­шителям.

Основная цель административного надзора- обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также обеспе­чение требуемого качества продукции и услуг, определяемых специальными нормативно-правовыми предписаниями.

В структуре федеральных органов исполнительной власти к федеральным надзорам России относятся:федеральный горный и промышленный надзор России; федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Следует от­метить, что при очень частом изменении структуры ФОИВ, эти надзоры существуют все время как самостоятельные орга­ны исполнительной власти, объективность и актуальность осу­ществляемых им и функций несомненна.

Объем компетенции федеральных надзоров России и пред­мет ведения определяется Положением о них, утверждаемым Президентом РФ. Так, основными задачамиФедерального гор­ного и промышленного надзора России, согласно Положению о нем от 3.12.2001 г. № 8411, являются: организация регули­рования отношений по обеспечению промышленной безопас­ности и осуществление государственного надзора за точным соблюдением федеральными органами исполнительной влас­ти, различными предприятиями и организациями, должност­ными лицами и гражданами требований по безопасному веде­нию работ в промышленности, устройству и безопасной экс­плуатации оборудования; организация и осуществление гор­ного надзора в целях соблюдения соответствующих норматив­но-правовых требований и установление правил и норм по бе­зопасному ведению работ, а также обеспечение охраны недр и переработке минерального сырья.

Федеральный горный и промышленный надзор России имеет в своей структуре территориальные органы государственного

1 САПП. 1993. № 8. Ст. 657.

управления. Должностные лица этих органов при несоблюде­нии требований безопасности ведения работ рассматривают дела о привлечении виновных физических и юридических лиц к административной ответственности.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) действует на основе по­ложения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.04.2002 г. № 2651 и подчиняется непосредственно Пра­вительству РФ.

В своей структуре Госатомнадзор России имеет территори­альные (региональные) органы государственного управления (округа и инспекции). В своей работе он взаимодействует с Международными агентствами по атомной энергии (МАГАТЭ).

За нарушение норм, правил и инструкций должностные лица, ответственные за работу на этих объектах, привлекают­ся к административной ответственности.

Административный надзор за эффективным использовани­ем энергетических ресурсов осуществляет Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор), находящееся в структуре Министерства энергетики РФ. Положение о Главгоскомэнер-гонадзоре утвержено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.2

Специальный контроль как вид административного надзо­ра осуществляет Государственная инспекция по торговле, ка­честву товаров и защите прав потребителей (Госторгинспек-ция), находящаяся в структуре Министерства торговли РФ.

К специальным видам административного надзора относит­ся административный надзор органов милиции за определен­ной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это административный надзор осуществляется в соответствии с Законом от 18 апреля 1991 г. в текущей ред. 04.08.2001 г.«О милиции»3. Основное назначение этого вида административного надзора — предупреждение новых правонарушений и оказание воспитательного воздействия на поднадзорных. К этой катего­рии граждан в точном соответствии с законом могут приме­няться следующие предупредительно-профилактические меры:запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; запрещение пребывания в определенных пунктах райо­на (города); запрещение выезда или ограничение времени вы-

2 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; 1997. № 4. Ст. 518. 1 СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4037. г Ведомости. 1991. № 16. Ст. 503

езда по личным делам за пределы района (города); явка в ми­лицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Эти ограничения применяются как в полном объеме, так и частич­но в зависимости от образа жизни, семейного положения, мес­та работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.