Административный процесс, понятие и содержание. Особенности, принципы и виды производств

Административный процесс— это урегулированный зако­ном порядок, последовательность действий, совершаемых упол­номоченным органом или должностным лицом в целях дости­жения позитивного результата при разрешении индивидуаль­ных административных дел, а также для разрешения управ­ленческих конфликтов и споров в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Он на­правлен на реализацию правомерного применения норм мате­риального административного права и имеет своей конечной целью повышение эффективности деятельности органов испол­нительной власти, государственного управления. Данная фун­кция, осуществляемая в процессуальной форме, реализуется, как правило, уполномоченными субъектами органов исполни­тельной власти, государственного управления, администраци­ями органов МСУ.

Применение норм административного права обеспечивает­ся процессуальными нормами только тогда, когда решается конфликтная ситуация и применяются меры государственно­го принуждения. Поэтому административный процесс пред­ставляет собой урегулированный законом порядок разрешения конфликтных индивидуальных дел в сфере деятельности ис­полнительной власти, государственного управления, админист­раций органов МСУ или применения мер государственного при­нуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

С юридической точки зрения, административный процесс обеспечивает правовую реализацию материальных норм адми­нистративного права и возможность обжалования неправомер­ного решения, принятого субъектом управления.

В этом понимании административный процесс предназна­чен для обеспечения применения материальных норм в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управ­ления в целях повышения эффективности этих видов деятель­ности и достижения результатов, сформулированных целях органов исполнительной власти, государственного управления. Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение.

С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменитель­ные функции, так как обеспечивают реализацию материаль­ных норм, а с другой - играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закреп­ленных процессуально, и обеспечивают право на жалобу физи­ческого или юридического лица.

Кроме этого, административно-правовые отношения часто воспринимаются как процессуальные, отодвигая материальные нормы на второй план.

Порядок рассмотрения административных дел включает определенные гарантии законности (правовые, экономические, политические и др.), обеспечивая при этом практически реа­лизацию права граждан на защиту.

Общим объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отрас­лями права: административным, гражданским, трудовым, финансовым, муниципальным и другими, кроме уголовного. Это дает возможность представить административный процесс как совокупность различных видов административных про­изводств по реализации правомерных отношений, возникаю­щих при осуществлении индивидуальных дел независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения. В этом отношении административ­но-процессуальные нормы, по справедливому утверждению многих ученых, могут быть выделены в отдельную отрасль права.