В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

 

36.1. Организационно-правовые формы управления

иностранными делами

 

Внешняя политика РФ осуществляется в соответствии с нормами Конституции РФ, международными договорами, соглашениями, участником которых является РФ.

Все внешние межгосударственные связи выступают как различные формы проявления внешней политики, которая, в свою очередь, тесно связана с политикой внутренней и является ее продолжением вовне нашего государства. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 июля 2008 г. N Пр-1440) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В этой Концепции, в частности, говорится, что успешная внешняя политика РФ должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения.

Согласно Концепции высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

- поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

- содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Согласно Конституции РФ (ст. 80) основные направления внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации. На него возложено также и руководство внешней политикой Российского государства. Президент РФ представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей нашей страны в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств, ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени РФ. Президентом РФ принимаются решения о применении соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности находящихся за рубежом российских загранучреждений;

Осуществляя данную деятельность, Президент РФ как глава государства представляет РФ в международных отношениях, ведет переговоры с руководителями иностранных государств и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает на должность Министра иностранных дел РФ; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; присваивает ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации; решает вопросы предоставления политического убежища и т.д.

В целях обеспечения конституционных полномочий Президента РФ в области внешнеполитической деятельности образовано Управление Президента РФ по внешней политике, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 29 июня 2004 г. N 815 <145>. Данное Управление обеспечивает содержательную часть текущих внешнеполитических мероприятий Президента РФ, а также информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента РФ и руководителя его администрации по вопросам внешней политики государства и международных отношений.

--------------------------------

<145> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2750.

 

Управление Президента Российской Федерации по внешней политике является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации.

Основными задачами Управления являются:

- содействие Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внешней политики государства;

- участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой государства;

- информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации по вопросам внешней политики государства и международных отношений;

- обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

- обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее - военно-техническое сотрудничество).

Основными функциями Управления являются:

- проработка материалов по вопросам внешней политики государства и международных отношений, в том числе по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества, поступающих Президенту Российской Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации и иным должностным лицам Администрации Президента Российской Федерации;

- участие в пределах своей компетенции в подготовке и согласовании проектов указов, распоряжений, поручений и писем Президента Российской Федерации, а также в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

- участие в подготовке проектов международно-правовых актов и решений по вопросам заключения и прекращения международных договоров Российской Федерации;

- участие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

- взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования и подготовки содержательной части визитов Президента Российской Федерации за рубеж и визитов на высшем уровне в Российскую Федерацию зарубежных государственных деятелей, руководителей международных организаций;

- взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам координации проводимых ими международных мероприятий с международными мероприятиями Президента Российской Федерации;

- рассмотрение в пределах своей компетенции предложений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, поступающих Президенту Российской Федерации, по составам официальных делегаций Российской Федерации на переговорах с иностранными государствами и международными организациями, а также проектов директив и указаний на переговоры;

- участие в пределах своей компетенции в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по кадровым вопросам;

- представление предложений Президенту Российской Федерации по подписанию верительных и отзывных грамот;

- обеспечение координации международных мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации, и согласование вопросов о целесообразности международных контактов работников Администрации Президента Российской Федерации, включая их участие в международных мероприятиях на территории Российской Федерации и за рубежом, а также командирования работников Администрации Президента Российской Федерации за рубеж;

- анализ и обобщение информации о внешнеполитической деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти;

- участие в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внешней политике государства;

- подготовка во взаимодействии с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации материалов для средств массовой информации о внешнеполитической деятельности Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;

- рассмотрение проектов нормативных правовых актов и иных документов, поступающих Президенту Российской Федерации, по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества, а также документов о назначении на должность и освобождении от должности лиц, непосредственно занимающихся специальными вопросами международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества, или курирующих их в федеральных органах исполнительной власти;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества;

- участие в проработке практических вопросов военно-технического сотрудничества;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию порядка осуществления военно-технического сотрудничества и контроля за его соблюдением, а также по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам военно-технического сотрудничества;

- организация обеспечения деятельности Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- оказание содействия самостоятельным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации в части, касающейся международной деятельности.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики России, обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам и правительственным соглашениям, отстаивает геополитические интересы России, осуществляет регулирование и обеспечивает государственный контроль в области внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества с зарубежными государствами.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области иностранных дел, в том числе функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ, является Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России). Оно действует под руководством Президента РФ и подотчетно ему. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормами международного права, международных договоров и соглашений, подписанных РФ, а также Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 <146>.

--------------------------------

<146> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2880.

 

Основными задачами МИД России являются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене; защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом, и др.

К его основным функциям относятся: разработка и представление Президенту РФ и в Правительство РФ предложений по вопросам отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями, а также проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, проекты других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ; обеспечение Президента РФ и Правительства РФ необходимой информацией по вопросам международной политики, участие РФ в деятельности ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций; содействие развитию международных связей федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, общественных объединений и государственных организаций.

МИД России осуществляет руководство, координацию и контроль деятельности дипломатических и консульских представительств, а также координацию и контроль деятельности находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских государственных учреждений, организаций и предприятий; организует консульскую работу за рубежом и на территории РФ и осуществляет постоянные контакты с посольствами и консульствами иностранных государств, находящихся на территории РФ; оказывает консульские, информационно-консультационные и иные виды услуг по вопросам своей компетенции; осуществляет организацию приема иностранных государственных и правительственных делегаций; оформляет паспортно-визовую документацию.

Являясь головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам отношений с иностранными государствами и международными организациями, МИД России имеет право осуществлять контроль за их деятельностью по указанным вопросам. Это обязывает также названные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ информировать его об осуществляемых ими международной деятельности и международных связях. Министерство реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности; участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан РФ, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного, иного обмена РФ с иностранными государствами и международными организациями, а также связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; осуществляет поддержку российских участников внешнеэкономической деятельности, защиту их законных интересов за рубежом; заключает в пределах своей компетенции международные договоры межведомственного характера и т.д.

В процессе своей деятельности МИД России содействует согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы их участие, а также их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики РФ и выполнение ее международных обязательств.

В целях усиления координирующей роли МИДа России в вопросах проведения единой государственной внешнеполитической линии, а также развития экономического, научного и культурного сотрудничества РФ с иностранными государствами при нем образован Российский центр международного научного и культурного сотрудничества в качестве государственного органа, одной из важнейших функций которого является содействие развитию всесторонних связей РФ с соотечественниками за рубежом, с их общественными объединениями и др.

В пределах своей компетенции МИД России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти принимает меры по обеспечению безопасности и охраны загранучреждений, работников этих учреждений и членов их семей, а в случае необходимости их частичную или полную эвакуацию.

В целях реализации отдельных функций МИД России образует свои представительства в федеральных округах и субъектах РФ <147>.

--------------------------------

<147> См.: Приказ МИД РФ от 22 ноября 2011 г. N 21341 "Об утверждении Положения о территориальном органе - Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 10 февраля. N 29.

 

Для решения стоящих перед МИДом России задач он наделен государственно-властными полномочиями. Так, он имеет право вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ предложения о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики РФ; осуществлять контроль за соответствием законодательству РФ и международно-правовым нормам проектов международных договоров РФ, нормативных правовых актов РФ ее международным обязательствам; издавать нормативные правовые акты и иные документы, принимать решения нормативного характера, которые обязательны для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, при осуществлении ими международных связей; докладывать Президенту РФ или Правительству РФ о действиях органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение принципа единства внешней политики РФ; запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, документы и иные материалы, необходимые для принятия им соответствующих решений, и т.д.

 

36.2. Органы Министерства иностранных дел

Российской Федерации за рубежом

 

Зарубежными органами МИДа России являются дипломатические представительства и консульские учреждения. Основной организационной формой дипломатического представительства является посольство. Оно образуется в тех государствах, с которыми РФ установлены дипломатические отношения.

Являясь государственным органом внешних сношений РФ и осуществляя представительство РФ в государстве пребывания, посольство ведет свою деятельность в соответствии с международными нормами, соглашениями РФ с правительствами государств пребывания, Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Посольстве Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ 28 октября 1996 г. N 1497 <148>, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве, утвержденным Указом Президента РФ от 7 сентября 1999 г. N 1180 <149>, и другими нормативными актами.

--------------------------------

<148> СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.

<149> СЗ РФ. 2000 (часть II). Ст. 101.

 

На посольство возложена функция представительства РФ в государстве пребывания. Ее осуществление предполагает обеспечение проведения единой внешнеполитической линии РФ в отношениях с государством пребывания; защиту ее политических, экономических, национальных интересов, граждан, организаций и учреждений РФ, находящихся в государстве пребывания.

Дипломатическим путем посольство осуществляет сбор информации политического, экономического и иного характера о государстве пребывания. На основе полученной информации оно информирует Президента РФ и Правительство РФ, МИД России, другие федеральные органы исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и вносит свои предложения Президенту РФ, а также соответствующим органам государственной власти по развитию отношений РФ с государством пребывания и обеспечению в нем интересов РФ.

На посольство возложено обеспечение дипломатическими средствами развития дружественных отношений, укрепления и развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической и других областях между РФ и государством пребывания.

В процессе реализации своих функций и полномочий дипломатические представительства осуществляют координацию деятельности иных представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, предприятий и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований. В свою очередь, названные представительства, делегации и группы специалистов оказывают посольству содействие в осуществлении его функций, информирует его о своей деятельности. Важным направлением работы дипломатических представительств является оформление и выдача виз на въезд в РФ.

Во главе посольства стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, который является высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания. Он назначается и отзывается Президентом РФ.

Посол несет персональную ответственность за организацию и работу посольства, определяет его структуру, распределяет должностные обязанности между сотрудниками посольства и т.п.

Российская Федерация имеет постоянные представительства при международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.

Консульское учреждение РФ является государственным органом внешних сношений РФ, который осуществляет в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени РФ. Оно открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора РФ с соответствующим иностранным государством. Консульское учреждение действует в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о МИДе России, Положением о Посольстве РФ, нормативными актами и указаниями МИДа России, Положением о Консульском учреждении РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 <150>. В государстве пребывания оно подчинено главе дипломатического представительства РФ.

--------------------------------

<150> СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.

 

Консульскими учреждениями являются: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами РФ, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы.

Основными задачами и функциями консульского учреждения являются:

- защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними;

- выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИДа России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания;

- распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

- поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации;

- оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;

- осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;

- представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

- осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам с соблюдением законодательства государства пребывания;

- осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;

- ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;

- принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;

- оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме;

- содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;

- обеспечение безопасности Консульского учреждения, его сотрудников и членов их семей, принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа;

- принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;

- участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций;

- участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания;

- формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания;

- выполнение иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими применимыми нормами международного права и с соблюдением законодательства государства пребывания.

Консульское учреждение возглавляет соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Глава консульского учреждения назначается МИДом России.

 

36.3. Административно-правовое регулирование внешних связей

в областях внешнеэкономического, научно-технического

и социально-культурного сотрудничества России

с иностранными государствами

 

В общей системе внешних связей России с зарубежными государствами следует четко разграничивать внешнеэкономические отношения РФ (п. "л" ст. 71 Конституции РФ) и внешнеэкономические связи субъектов РФ (п. "о" ст. 72 Конституции РФ). Эти категории различаются между собой по своему характеру и содержанию, объектам и субъектному составу.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <151> сформулировал цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и внешнеторговой политики РФ, распределил компетенцию РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности; определил в качестве экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности такие, как: таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, количественные ограничения экспорта и импорта, экспортный контроль, государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, защитные меры в отношении импорта товаров, запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров и контроль за их качеством, участие РФ в международных экономических санкциях, особые режимы осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности <152> и т.д.

--------------------------------

<151> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

<152> См.: Конин Н.М. Административное право России: Учеб. М., 2006. С. 340 - 341.

 

Культурное сотрудничество с зарубежными странами включает в себя связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных объединений и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан.

Согласованное взаимодействие органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти в целях обеспечения соблюдения принципа единства внешней политики и выполнения международных обязательств РФ достижимо при условии выполнения МИДом России координирующей роли. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны информировать в установленном порядке МИД РФ об осуществляемой международной деятельности и международных связях, официальных поездках, консультациях и переговорах, подписываемых документах и других договоренностях.

Чрезвычайные и полномочные послы РФ осуществляют координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания иных представительств РФ, включая торговые представительства федеральных органов исполнительной власти российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований. Руководители всех этих представительств, делегаций и групп специалистов обязаны в установленном порядке согласовывать свою деятельность с послом и информировать его о своей деятельности.

МИД России вырабатывает приоритеты и непосредственно реализует внешнюю культурную политику РФ, координирует деятельность в этой области федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов Федерации, разрабатывает и согласовывает с заинтересованными министерствами и ведомствами проекты межправительственных договоренностей о культурном сотрудничестве, участвует в реализации заключенных соглашений, также взаимодействует с неправительственными организациями России, деятельность которых направлена на развитие внешних культурных связей.

Представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, только в соответствии с утвержденными в установленном порядке позициями, согласованными с Министерством иностранных дел РФ.

С МИДом России согласовываются все предложения о приглашении в Российскую Федерацию иностранных делегаций на высшем и высоком уровне (главы государств и правительств, высшие должностные лица международных организаций).

Кроме того, МИД России готовит проекты ответов на поступившие Президенту РФ и Председателю Правительства РФ официальные послания от глав государств и правительств иностранных государств и высших должностных лиц международных организаций.

 

36.4. Международное сотрудничество

как отрасль государственного управления

 

В административном праве существует относительно обособленный блок правовых норм, регулирующих участие российских органов государственной власти и иных субъектов в международных отношениях и определяющих организацию государственного управления в области иностранных дел.

Основной правовой формой международного сотрудничества является заключение международных договоров. Порядок участия органов государственной власти Российской Федерации в заключении международных договоров Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <153>.

--------------------------------

<153> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

 

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту РФ, а предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, представляются в Правительство РФ.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту РФ Министерством иностранных дел РФ. Другие федеральные органы исполнительной власти представляют Президенту РФ предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел РФ или по согласованию с ним.

Подлежащие представлению Президенту РФ предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации, требующие предварительного рассмотрения их Правительством РФ, вносятся в Правительство РФ. Решения Правительства РФ о представлении Президенту РФ предложений о заключении международных договоров от имени Российской Федерации принимаются в форме постановления.

Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации до их представления Президенту РФ или в Правительство РФ согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.

Федеральные органы исполнительной власти вправе проводить по согласованию с Министерством иностранных дел РФ консультации с соответствующими органами иностранных государств или международных организаций в целях подготовки проектов международных договоров для представления предложений об их заключении Президенту РФ или в Правительство РФ.

Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров Российской Федерации принимаются:

- в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом РФ;

- в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, - Правительством РФ;

- в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, - Правительством РФ.

Президент РФ принимает решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, если это вызывается необходимостью.

Правительством РФ принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера. Решения о подписании международных договоров межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.

Правительство РФ принимает решения о подписании международных договоров межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

Без необходимости предъявления полномочий ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации Президент РФ как глава государства, Председатель Правительства РФ как глава правительства и Министр иностранных дел РФ. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава представительства Российской Федерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий.

- Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров Российской Федерации предоставляются:

- в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом РФ;

- в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, - Правительством РФ.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание межгосударственных договоров оформляются от имени Президента РФ либо от имени Правительства РФ Министерством иностранных дел РФ.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, предоставляются Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание межправительственных договоров оформляются от имени Правительства РФ Министерством иностранных дел РФ.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров межведомственного характера предоставляются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Президентом РФ. Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством РФ, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Правительством РФ. Правительство РФ вправе в случае необходимости представить Президенту РФ предложение о внесении на ратификацию международного договора, решение о подписании которого было принято Правительством РФ. Предложения об одобрении и внесении на ратификацию международных договоров представляются соответственно Президенту РФ и в Правительство РФ Министерством иностранных дел РФ самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию. Подлежащие представлению Президенту РФ для внесения на ратификацию международные договоры, выполнение которых требует предварительного рассмотрения их Правительством РФ, представляются в Правительство РФ. Решения Правительства РФ об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров, а также об одобрении и о представлении Президенту РФ для внесения на ратификацию международных договоров принимаются в форме постановления.

Предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора, включая при необходимости заключение Правительства РФ. В случае внесения в Государственную Думу иным субъектом права законодательной инициативы законопроекта по вопросу о ратификации международного договора, который еще не вступил в силу для Российской Федерации, но подлежит ратификации, Государственная Дума направляет внесенный законопроект Президенту РФ для предложений по данному законопроекту.

На основании федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью Министра иностранных дел РФ. Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных договоров Российской Федерации на хранение депозитариям производятся, если не имеется иной договоренности, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством Российской Федерации в иностранном государстве или представительством Российской Федерации при международной организации.

Утверждение, принятие международных договоров, которые подлежат утверждению, принятию, осуществляются:

- в отношении межгосударственных договоров (за исключением подлежащих ратификации) - Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, - Правительством РФ;

- в отношении межправительственных договоров - Правительством РФ.

Президент РФ принимает решения об утверждении, о принятии международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, если это вызывается необходимостью.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера, предусматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры. В аналогичном порядке осуществляется присоединение к международным договорам Российской Федерации.

Единая государственная система регистрации и учета международных договоров Российской Федерации находится в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Регистрация международных договоров Российской Федерации в Секретариате Организации Объединенных Наций и в соответствующих органах других международных организаций осуществляется Министерством иностранных дел РФ.

Подлинники (заверенные копии, официальные переводы) межгосударственных и межправительственных договоров сдаются на хранение в Министерство иностранных дел РФ в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов), а копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их вступления в силу рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти соответствующих субъектов РФ. Подлинники международных договоров Российской Федерации межведомственного характера хранятся в архивах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а заверенные копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов) направляются в Министерство иностранных дел РФ.

Министерство иностранных дел РФ осуществляет функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на Российскую Федерацию. Переписка с органами иностранных государств, международными организациями или их главными исполнительными должностными лицами, выполняющими функции депозитария многосторонних международных договоров, осуществляется Министерством иностранных дел РФ.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в Собрании законодательства Российской Федерации. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел РФ также в Бюллетене международных договоров. Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в международных отношениях регулируется Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" <154>. Под международными и внешнеэкономическими связями субъектов РФ понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также международными организациями (иностранными партнерами).

--------------------------------

<154> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231.

 

Субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Органы государственной власти субъекта РФ в пределах полномочий, предоставленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Органы государственной власти субъекта РФ заблаговременно уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемого органами государственной власти субъекта РФ, не позднее чем за месяц до подписания представляется для согласования в Министерство иностранных дел РФ, а при необходимости и в другие федеральные органы исполнительной власти. Министерство иностранных дел РФ и другие федеральные органы исполнительной власти информируют орган государственной власти субъекта РФ о результатах рассмотрения проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, как правило, не позднее чем через 20 дней после получения проекта указанного соглашения. В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъекта РФ в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются согласительные процедуры.

Регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта РФ, осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации <155>.

--------------------------------

<155> Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 552 "Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3293.

 

Государственная регистрация соглашений осуществляется Министерством юстиции РФ и включает в себя: принятие решения о государственной регистрации или об отказе в ней; присвоение соглашению регистрационного номера Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ; занесение в государственный реестр соглашений, заключенных органами государственной власти субъектов РФ. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ ведет Единый государственный реестр соглашений, заключенных органами государственной власти субъектов РФ.

Подлежащее государственной регистрации соглашение (подлинник), а также все приложения к нему не позднее 10 дней с даты их подписания представляются в Министерство юстиции РФ. Представление на государственную регистрацию соглашения, заключенного совместно органами государственной власти нескольких субъектов РФ, возлагается на орган государственной власти субъекта РФ, который указан первым в числе подписавших соглашение.

Государственная регистрация соглашений и внесение их в государственный реестр производятся Министерством юстиции РФ в течение 30 дней с даты получения соглашения. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 дней.

В государственной регистрации соглашения может быть отказано, если будет установлено противоречие этого соглашения Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также ущемление законных интересов другого субъекта РФ.

В течение 5 рабочих дней после государственной регистрации соглашения его подлинник с присвоенным ему регистрационным номером направляется Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ на хранение в орган государственной власти субъекта РФ, представивший соглашение на государственную регистрацию. Тексты соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта РФ, подлежат опубликованию.

Значительный нормативный массив посвящен участию органов государственной власти Российской Федерации в международном сотрудничестве в военной сфере. В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <156> военно-техническое сотрудничество - это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.

--------------------------------

<156> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

 

Под продукцией военного назначения понимаются вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области.

Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:

- укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;

- поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;

- развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;

- получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;

- обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.

Одним из основных принципов государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами является государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества. Государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается:

- осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;

- введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;

- регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;

- проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;

- обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.

Основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества являются:

- методы, которые отвечают принципам государственной монополии в области военно-технического сотрудничества и основу которых составляют лицензирование разработки, производства продукции военного назначения, определение порядка ввоза и вывоза, продажи и (или) закупки продукции военного назначения, разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества, правовое и организационное регулирование этой деятельности;

- система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения;

- определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

- лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;

- недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества;

- недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

- недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности;

- таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, в том числе экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;

- координация органами государственной власти Российской Федерации деятельности в области военно-технического сотрудничества и осуществление надлежащего контроля за этой деятельностью.

Президент РФ по представлению Правительства РФ утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента РФ.

Кроме того, Президент РФ по представлению Правительства РФ утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам. Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента РФ. Вывоз продукции военного назначения в государства, не включенные в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента РФ. Решениями Президента РФ запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами. Организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества, являются государственные посредники - специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, образованные по решению Президента РФ, а также российские организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Федеральный закон от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" <157> устанавливает, что решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ. Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.

--------------------------------

<157> СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401.

 

Военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие должны пройти предварительную специальную подготовку. В целях обучения, специальной подготовки и участия военного персонала в миротворческой деятельности в составе Вооруженных Сил РФ формируется специальный воинский контингент.

Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности принимается Правительством РФ. Правительством РФ принимаются также решения о предоставлении продовольствия, медикаментов, иной гуманитарной помощи, средств связи и других материально-технических ресурсов, транспортных средств с их экипажами, комплектуемыми на добровольной основе, для доставки гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов.

Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия согласно Уставу ООН в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором либо, если заключение международного договора не предполагается, в соответствии с федеральным законом. В случае необходимости обеспечения воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемых для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, продовольствием, средствами связи, транспортными средствами и другими материально-техническими ресурсами, медицинским и иным обслуживанием Правительство РФ по поручению Президента РФ принимает решение об организации такого обеспечения и о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе соответствующего гражданского персонала. Важным направлением государственно-управленческой деятельности в области иностранных дел являются отношения с соотечественниками за рубежом. В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" <158> под понятием "соотечественники за рубежом" подразумеваются: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

--------------------------------

<158> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670.

 

Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на признании неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина, обязательности соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права при полном соблюдении принципа невмешательства государств во внутренние дела друг друга, взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права:

- свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;

- устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;

- создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;

- участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;