Древние мифологические поэмы народов Европы.

Небольшой экскурс в древнюю историю Европы. Для римлян, которые завоевали большие территории в Европе, все языческие племена, с которыми им приходилось воевать, были одинаковыми – варварами. Однако между собой они различались по происхождению, языку, времени появления в Европе. Самые древние, коренные европейские племена очень мало известны. Они говорили на совсем других неиндоевропейских языках. От них остались одни названия: иберы жили в Испании, лигуры - в северной Италии (от них осталось лигурийское море), пикты – в Шотландии. Единственным современным европейским народом этого древнейшего, докельтского происхождения являются баски в северной Испании.

 

Затем приходят кельты – индоевропейские племена, расселившиеся по территории всей Европы в 10 - 5 веках до н.э. Кельтские племена жили: галлы - на территории современной Франции, белги – в Бельгии, бритты – в Англии. В современной Европе сохранилось несколько народов кельтского происхождения. Это ирландцы, шотландцы, валлийцы (жители Уэльса, части Великобритании) и бретонцы (жители французской провинции – Бретань). У них особый язык, отличный от английского, французского и т.д.

Шотландия, Уэльс Бретань.

Постепенно примерно со 2 века до н.э. кельтов стали вытеснять разнообразные германские племена, пришедшие с севера из Скандинавии и к 5 веку н.э. вытеснили почти полностью: франки - галлов, англы и саксы – бриттов и т.д. В 4 - 5 веках некоторые германские племена (например, бургунды) были покорены гуннами, неизвестным кочевым народом, пришедшим из восточных степей, во главе с известным Атиллой, но в середине 5 века Атилла умер, и германцы их разгромили. Вскоре германцы разрушили Римскую империю. Франция и Англия образовались из смеси кельтов, римлян и германцев. Италия из смеси германских племён и римлян. Германия и скандинавские страны происходят в основном от германских племён.

У каждого европейского народа была своя мифология, свои легенды и сказания, они бытовали очень долго в устной форме. Их иногда записывали монахи (самые древние записи 9 – 10 века), благодаря чему мы знаем весьма древние формы бытования эпоса европейских народов. А русские былины впервые были записаны лишь в 18 веке, а основная часть в 19 веке.

Наиболее терпимы к языческому фольклору были монахи европейской окраины: Ирландии, Англии, Исландии – именно там сохранились наиболее древние формы эпоса.

К наиболее древним относится кельтский эпос. Очень много сохранилось ирландских саг, из них самый древний так называемый Уладский цикл ирландских саг, дошедший до нас в рукописях 10-11 веков, он состоит почти из сотни песен. Улад – это древнеирландское королевство, главный герой Уладского цикла – богатырь Кухулин. В ирландских сагах проза перемежается со стихами.

Эпос германских народов. Наиболее древнее происхождение имеет эпос скандинавских народов, имеющих германское происхождение, лучше всего сохранившийся в Исландии, северном острове в Атлантическом океане, заселённом норвежцами в 9 веке.

 

Цикл древнеисландских песен «Старшая Эдда» сохранился в рукописи 13 века, но в нём (правда, весьма отрывочно и запутанно) отражены древнейшие мифологические представления скандинавов и вообще германцев. Мир в целом представлялся им в виде огромного ясеня, дерева Иггдрасиль, на котором располагаются 9 различных разделов мира: Асгард (верхний мир, где обитают асы), Мидгард (земля, средний мир, где обитают люди) и другие семь миров, в которых обитают разнообразные мифические существа, в основном враждебные людям: великаны, карлики, мертвецы.

Верховный бог Один – творец земли и людей. Он бог войны, дарующий победу. Храбрейших воинов, павших в бою, уносят Валькирии, крылатые воинственные девы, в Асгард, на небо во дворец Одина, Вальхаллу, где они пируют. То есть, основным смыслом жизни древних германцев была война. Великаны постоянно воюют с богами и людьми. Карлики нескольких видов, альбы – что-то вроде эльфов, цверги – по сути гномы, владеют несметными сокровищами в недрах гор, являются искусными кузнецами. Толкиен в 20 веке написал своего «Властелина колец» во многом на основе этих германо-скандинавских мифов.

Вторым значительным произведением древнегерманского эпоса является древнеанглийская эпическая поэма «Беовульф» (по имени главного героя), сохранилась в рукописи 10 веке, но сложилась ещё до того, как германские племена англов и саксов переселились в Англию, поэтому действие происходит в Дании (а у датчан ничего подобного не сохранилось). В отличие от «Старшей Эдды» в «Беовульфе» есть единый сюжет. Беовульф – геатский богатырь (геаты – скандинавское племя, соседи датчан), он пришёл на помощь датчанам (или данам), которых затерроризировал страшный великан-людоед Грендель. Беовульф его победил, но за Гренделя начала мстить его мать, людоедша, жившая в болоте. Беовульф убивает её прямо в недрах болота. Затем Беовульф возвращается в землю геатов, становится там королём, а потом уже стариком совершает свой последний подвиг, убивает дракона, добывает сокровища, которые сторожил дракон, но и сам погибает.

Особо стоит упомянуть карело-финскую эпическую поэму «Калевала» (карелы и финны – народы, имеющие негерманское, а финно-угорское происхождение), записанную лишь в 19 веке, формироваться она начала во второй половине 1 тысячелетия н.э., то есть, примерно в 7 веке, но всё это время она существовала в устной форме и конечно же с тех пор в ней много изменилось. Среди народных эпосов она наиболее удобочитаема. Если «Старшая Эдда» и «Беовульф», и уж тем более ирландские саги написаны стихами, трудными для современного восприятия, то «Калевала» очень напевна и легко воспринимается. Отрывки из неё даже есть в школьной программе.

Я собрал все эти речи,

В дальних северных полянах,

На просторах Калевалы.

Насказал мороз мне песен,

И нанес мне песен дождик,

Мне навеял песен ветер,

Принесли морские волны,

Мне слова сложили птицы,

Речи дали мне деревья.

Я в один клубок смотал их,

Их в одну связал я связку,

Положил клубок на санки,

Положил на сани связку

И к избе привез на санках.

Калевала – страна, населённая карело-финским народом, где происходит действие поэмы. Единого сюжета в поэме нет. Но центральным, одним из главных является повествование о том, как Вяйнемёйнен, поэт, певец, а также волшебник, вместе с товарищами, похищает у колдуньи, хозяйки Северной страны Похьёлы волшебную ручную мельницу Сампо, символ счастья и благополучия.

В «Калевале» господствует магия, магия слова, заклинания. Большая часть героев обладает магическими способностями, ничего в поэме не происходит без произнесения магических слов. Слов больше, чем действия, а поединков, сражений почти нет. В этом особенность «Калевалы» как самого миролюбивого эпоса.