Информационная система и информационные технологии в управлении социальной сферой
Под информациейпонимаются новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления.
В социальном управлении информация - это особый вид общественной информации - социальной информации, которая представляет собой только "совокупность экономической, политической и иных видов общественной информации, подобно тому как социальный организм не есть механическая сумма составляющих его элементов", а имеет "свои особенности, поскольку специфичен отражаемый в ней объект управления».
Своеобразие социальной информациисостоит в том, что в ней отражается взаимосвязь между различными явлениями, их место и функции в социальном организме.
Базу социальной информациисоставляют информационные ресурсы, к которым относят отдельные документы и массивы документов, хранящиеся в информационных системах.
Социальная информация может классифицироваться:
• по масштабу отражаемого объекта федеральная, региональная, муниципальная, местная;
• по отраслям социальной сферы - образование, медицина, жилье и т.п.;
• по структурированности - систематизированная (по составу показателей, адресности, периодичности, срокам передачи, форме представления) и несистематизированная;
• по отношению к конкретному социальному министерству и органу управления - внешняя, внутренняя, организационно-распорядительная, информация состояния, информация согласования, отчетная;
• по характеру носителя информации - документированная для средств связи, компьютерная, вербальная;
• по характеру хранения - фиксированная, допускающая многократное использование и нефиксированная;
• по характеру использования - универсальная или функциональная. Возможны и другие основания классификации информации. Процесс пользования информацией цикличен, то есть представляет собой ряд этапов. Информация, собранная вначале в виде набора фактов и цифр (сведений, данных), хранится, обрабатывается и преобразуется в сообщения, имеющие смысл для исследователя, аналитика, а затем в аналитические документы, удовлетворяющие информационные потребности органов управления социальной сферой на различных уровнях.
Особо ценной считается та информация, которая является опережающей, содержит в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии социального развития общества, региона, действий в будущем.
В век поголовной компьютеризации получение информации значительно ускорилось. Вместе с тем, появились сложности:
- необходимость постоянного наращивания объемов информации;
- информационная перегрузка руководителей;
- селекция информации и перераспределение потоков информации между различными уровнями иерархии в системах управления;
- проблемы содержания и объема управленческой и специальной осведомленности и т.д.
В целом, информационное обеспечение процесса социального управления, представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Оно должно учитывать:
- особенности объекта управления;
- выполнение всех общепринятых требований, предъявляемых к информации в управлении: современность, оперативность, надежность (достоверность, объективность, полнота), доступность и легкость восприятия (краткость, выразительность, наглядность), оптимальность (характеристика меры в соотношении необходимой и достаточной информации), логичность и лаконичность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения), комплексность, системность, соответствие информации полномочиям и компетенции субъекта управления;
- анализ процесса управления, предполагающего сравнение нормативных критериев и фактических показателей функционирования и развития систем, анализ возникающих при этом противоречий и дисфункций, выработку предложений по изменению социальной политики, совершенствованию механизмов проработки и принятия решений, контроля их эффективности;
- технологический анализ процессов управления, связанный с изучением подготовки и эффективности принятия решений.
Информационная система управления социальной сферой, представлена совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих:
Первая группа | Вторая группа |
- эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей; - сущностные стороны наиболее острых, нерешенных социальных проблем. | - перспективное развитие социальной сферы. |
Получаем - путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей и экспертов. | Получаем - в ходе экспертных опросов. |
Для формирования эффективной информационной системы в процессе управления необходимо:
- сформировать банк данных социальной информации и сопрягаемой с ним информации, поступающей из органов статистики, материалов оперативных социологических опросов и других источников, в целях разработки систем показателей, охватывающих все грани анализа социальной сферы как целостной системы.
- сформировать теоретическую и эмпирическую модели социальной сферы;
В настоящее время сформированы четыре информационные подсистемы:
- об эффективности социального воспроизводства населения;
- о потенциале социальной сферы;
- о социально-защитной деятельности органов федерального и регионального управления;
- о конкретных социальных проблемах, требующих безотлагательного решения.
В основе оптимизации информационного процесса в социальной сфере в нашем случае лежит информационная технология (СИТ) - автоматизированное рабочее место (АРМ) социолога социальной сферы, разработанного временным научно-исследовательский коллективом социологического факультета МГСУ. Она обеспечивает:
1. Сбор, накопление фактов и статистических данных о социальных. отношениях и процессах, социальной, структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, социальной -структуре, социальном самочувствии, уровне и качестве жизни различных социальный субъектов, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания руководителей региона, безотлагательной помощи и поддержки. Эта информация достаточна для расчета аналитических показателей (коэффициентов, индексов, баллов), характеризующих эффективность социального воспроизводства субъектов социальной сферы.
2. Хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости по первому требованию руководителя.
3. Дифференциацию сведений о состоянии социальной сферы с учетом информационных потребностей руководителей на различных уровнях управления.
4. Сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений в масштабе реального времени.
5. Взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы.
6. Оперативное, своевременное и полное представление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.
В целом,информатизация социальной сферы общества, понимаемая нами как обеспечение ее информационных потребностей на основе применения информационных технологий, предполагает наряду с разработкой компьютерных и коммуникационных средств и технологий четкое определение ее субъекта, то есть того государственного органа управления в центре и на местах, который отвечает за этот процесс, координирует и контролирует сбор, накопление, хранение, обработку и предоставление пользователям сведений о состоянии и динамике изменения социального пространства общества или региона. Очевидно, в наших условиях эту функцию может целостно реализовать лишь тот властный орган, в компетенцию которого входит социальное развитие страны, региона.
Результативность информационного обеспечения управления социальной сферой на любом из его уровней определяется следующими факторами: уровень информационной культуры руководителя, управленческой команды и всего коллектива организации, их поведением и деятельностью в информационном поле и системе коммуникаций, а также потенциалом информационной службы (профессионализм и компетентность, уровень информационной культуры, технико-технологическая вооруженность), свойствами и возможностями физических каналов связи.
На личностном уровне информационная культурауправленца оценивается совокупностью гуманитарных, управленческих и специальных знаний, которыми владеет индивид и которые актуализируются в процессе восприятия и переработки информации. Обладая ими, руководитель может осмыслить механизм самоорганизации социальной сферы и обеспечить управление не как навязывание субъективно обоснованных решений, а как одну из функций единой самоорганизующей системы.
В нашей стране информационная система управления социальной сферой только формируется. Однако, сейчас можно сказать, что на региональном уровне большую роль играют социологические службы, которые выполняют пять основных функций: