Место социологии управления в системе социологического знания

Социология управления – это специальная социологическая теория (теория среднего уровня), изучающая управление общественными сис- темами как социальный процесс. В классической системе социологии П. Сорокина социальное управление входит в ее четвертый раздел – социальную политику (социальную медицину или учение о счастье). Его задачей, по мнению П. Сорокина, является – формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека.

С одной стороны, социология управления – это одна из отраслевых социологий, имеющая свою специфику. С другой стороны, в рамках социального управления для решения постоянно возникающих новых социальных проблем необходим глубокий анализ конкретной ситуации, особенностей развития и функционирования разнообразных социальных общностей, институтов, организаций, групп, отношений между ними. Это нужно для того, чтобы, во-первых, уточнить прогнозы социальных изменений и, во-вторых, определить наиболее эффективные способы воздействия на социальные процессы.

Следовательно, предметная область социологии управления включает в себе все специальные социологические теории, и эта отрасль знания занимает промежуточное положение между общей социологической теорией и эмпирическими исследованиями. Вместе с тем, социология управления может быть рассмотрена и в более широком контексте. У каждой науки есть, как минимум, четыре основные функции: познавательная, описательная, объяснительная и прогнозирующая. В социологии, кроме того, есть и четвертая – функция управления. Если вычленить эту функцию из системы социологического знания и рассмотреть отдельно, возникнет новая научная дисциплина – социология управления. В таком понимании социология управления имеет очень широкую предметную область. Управление не ограничивается сферой труда и общественного производства. Это свойство, внутренне присущее обществу, имеет всеобщий характер и, следовательно, нуждается в изучении с помощью социологического знания. Социология управления возникла как пограничная отрасль научного знания на стыке социологии, политологии, менеджмента и социальной психологии. Если рас- сматривать ее как одну из теорий среднего уровня, то наиболее близкими к ней будут специальные социологические теории: социология политики, менеджмента, труда, организации. С социологией управления у этих теорий общий объект исследования и они в той или иной степени вторгаются в ее предметную область. Важно помнить и то, что социология управления совершенно новая научная дисциплина. Она еще только формируется на основе данных, полученных другими научными дисциплинами в результате изучения с применением социологических методов тех или иных свойств управленческих отношений на различных уровнях социальной организации общества.

Объектом С.У. выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Объект С.У. включает:

1) реальные процессы С.У.;

2) методы и механизмы, достижения целей и задач;

3) социальную информацию о процессах С.У., с помощью метода эмпирического социального исследования.

Предметом С.У. выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.

Две группы правления:

- выявление социальных проблем. Выработка и принятие решений. Разработка программ социальной политики.

- изучение организма деятельности управляемых субъектов по осуществлению принятого решения.

С.У. изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными.

Категории С.У.:

1) социальное управление, представляет собой взаимодействие управляемых и управляющих субъектов, в связи с выявлением актуальных проблем, разработкой и принятием управленческих решений направленных на эффективное функционирование социальных общностей.

2) социальное воздействие, определении специфики социального воздействия. Разная по содержанию, объему, направлению.

3) социальная организация: управление с помощью сознательно-организованной системы, устойчивой социальной структуры.

4) управленческая деятельность, нахождение средств и способов осуществления цели.

5) управленческие отношения: в процессе управления обе стороны находятся в постоянных связях друг с другом и вступают в управленческие отношения.

Функции С.У.:

- познавательная (анализирует отношения и социальные связи в процессе управления);

- прогностическая (дает образ, проект управленческой деятельности, оценка ситуации);

- интегративная (общие механизмы функционирования субъектов управляемой деятельности).

Задачи С.У.:

- познание социальных законов и закономерностей управления, основных принципов;

- организация управления на основе выявленных законов, с целью ее оптимизации.

Тема 4. (73) Социальная природа управления

С социологической точки зрения управление - это властная форма закрепления социальных отношений людей, находящихся в иерархическом отношении друг к другу, то есть различающихся своим статусом (социальным положением) и ролевыми позициями в обществе. Управление является системой отношений, которые проявляются в социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т.п., что называют статикой управления. При этом горизонтальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепленная при помощи унаследованных или экономических привилегий, имеет элитарный характер. С позиции социологии управление не сводится к вопросам техники и технологии управления, так как в действительности оно представляет собой сложный социальный процесс, тесно связанный с традициями, тенденциями развития культуры общества и личности. Управление является также и формой взаимодействия, осуществляемого в стиле руководства, делегировании полномочий, лидерстве, конфликтах и многом другом, это характеризует динамику управления. Оно может принимать демократическую или авторитарную форму и всегда воспринимается как ограничение свободы действий рамками предписанных правил и норм. В своем развитии управление прошло несколько исторических этапов: религиозно-мифологический, рыночный и государственный с его разновидностями - демократическое, авторитарно-административное и федеративное управление. Каждый этап характеризуется признанием главного субъекта власти: власть идеи (бог, духи, идея коммунизма, нации и т.п.), власть собственности или власть закона.

В процессе управления выделяют субъекта управления, который определяет направление, цель, задачи и конечный результат действий, и объекта управления, на которого направлено управленческое воздействие. Под субъектом управления может пониматься как совокупность автономных элементов - группа людей, составляющая аппарат управления, так и отдельный человек в единстве его социальных, психических и биологических компонентов. Субъект управления имеет более высокий статус, так как он анализирует условия, формирует комплекс целей и задач, моделирует методы их решения и прогнозирует конечный результат. Одна из главных задач его деятельности - создание таких условий, при которых объект, в силу заложенных в нем ограничений, будет вынужден поступать определенным образом. Управление является искусством активизировать усилия людей в направлении, нужном организации или государству в целом таким образом, чтобы они не почувствовали принуждения. Между субъектом и объектом управления существует прямая и обратная информационная связь. Прямая связь - это передача объекту управления потока директивной информации, служащая достижению целей субъекта управления, обратная - результат реагирования на директивное воздействие. Она информирует о состоянии объекта управления и внешней среды, регистрирует наличие и качество поступления сигналов по прямой связи и сообщает сведения о результатах достижения поставленных целей. В социологии управления важно учитывать иерархию статусов и ролей субъектов и объектов управления.

Сложность управления социальными системами заключается в том, что различие между объектом и субъектом в каждом конкретном случае относительно, так как они имеют сходство функций, общую способность к самоуправлению, а различаются лишь на уровне субъективных целей. Для социологии управления принципиальным является взгляд на управление как управление людьми, предполагающее управление их целями, изучение возможностей и способов согласования целей организации с целями работника. Социальные системы характеризуются тем, что работники выступают субъектами своей деятельности в той же степени, что и их руководители. Они также анализируют ситуацию, строят прогнозы, испытывают аналогичные с руководителями потребности и осуществляют деятельность. Объект управления, формируя целевую направленность собственной деятельности, руководствуется теми же характеристиками ситуации - внешними и внутренними условиями и ресурсами. При демократической форме управления, в ситуационном управлении такая четкость в выполнении функций может отсутствовать. В данном случае можно рассматривают следующие критерии, на основании которых различаются объект и субъект управления: статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; инициатива и очередность воздействий; интенсивность и сила воздействий; рациональность воздействий; отношение к целеполаганию и к целедостижению.

Эти отношения четко различимы при авторитарном бюрократическом управлении, где имеется штатное расписание и четкие должностные инструкции. Но в неформализованных и индивидуализированных отношениях эти различия нивелируются, так как взаимная иерархия или относительный статус могут быть не определены самими участниками управленческих взаимоотношений. В данном случае управляемый и управляющий различаются тем, что управляемый преследует свои собственные цели, а управляющий реализует цели организации и вышестоящего руководства, от которых он зависит. В этом проявляется противоречие объекта и субъекта управления. Тем не менее, идеальный лидер и руководитель умеют гармонично сочетать собственные цели с целями организации.


Тема 5. (74) Система управления и аппарат управления: специфика и особенности

Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:

датчики информации о состоянии объекта управления,

подсистема сбора и передачи этой информации,

подсистема обработки и отображения этой информации,

подсистема выработки управляющих воздействий,

подсистема передачи управляющих воздействий.

исполнительные устройства.

Реализация механизма управления проявляется в выполнении ряда функций: планирование, организовывание, мотивация, контроль, координирование. Сложная система разбивается на функциональные подсистемы по следующим составляющим: персонал, финансы, сбыт, производство, инновации, качество, логистика, стратегия. В каждой функциональной подсистеме менеджмента используются свои квалификационные навыки, способы, методы, приемы, инфраструктура, материалы, оборудование, знания, и требуется определенный набор исследовательских приемов и процедур для изучения возникающих проблем.

В наиболее общем виде под системой понимается со-вокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Тема 6. (75) Властные отношения в системе управления

Отношения власти рассматриваются, во-первых, в аспекте организации системы управления на предприятии. Такое «позитивное» проявление власти часто называют «властью для…» (см., например: [Simon, Oakes, 2006]) – способностью мобилизовать ресурсы для достижения поставленных задач, оказывать влияние на других участников социальных взаимодействий. Эмпирически проявления такой власти фиксируются через степень централизации системы управления в организации, участие работников в принятии решений, наличие и эффективность механизмов защиты их трудовых прав. В таком измерении организационная культура может тяготеть к «демократическому» либо «авторитарному» типу.

Другой аспект властных отношений связан с веберовской традицией понимания власти как способности в рамках социального взаимодействия одних акторов навязывать свою волю другим, осуществлять принуждение, несмотря на сопротивление. Такие проявления власти часто называют «негативной властью над…». Это измерение организационной культуры в аспекте партнерского либо инструментального («эксплуататорского») отношения руководства к работникам. Социальной базой такого рода властных отношений в организации является ресурсная зависимость работника от работодателя, которая проявляется, с одной стороны, в малом количестве доступных работнику альтернативных взаимодействий, в рамках которых он может получить необходимые ему ресурсы жизнеобеспечения, с другой – в заменимости работника для работодателя – в относительно низких трансакционных издержках на найм, увольнение, подготовку новых работников.

Контролируя доступ зависимого работника к экономическим ресурсам, работодатель получает возможность контролировать его поведение, а именно: 1) ограничивать мобильность; 2) минимизировать вознаграждение за труд; 3) минимизировать издержки на обеспечение условий труда; 4) обеспечивать дополнительные услуги и действия в пользу работодателя/руководства, выходящие за пределы прямых служебных обязанностей работника. Этот контроль может осуществляться путем манипулирования вознаграждениями и санкциями, в соответствии с чем мы можем выделить две основные формы контроля поведения зависимого работника: «власть-принуждение» и «власть-торг»

Тема 7. (76) Личность в системе управления

Под «личностью» чаще всего подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего конкретной совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под воздействием природных свойств человека - физиологического состояния организма, высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, особенностей восприятия, а с другой таких социальных моментов, как роль, статус, знания, опыт, привычки и т.п.

Личность состоит из совокупности отдельных элементов, тесная взаимосвязь и взаимообусловленность которых составляет ее первое свойство. Второе свойство личности заключается в активной деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Третьим свойством является устойчивость поведения, позволяющая достаточно надежно его прогнозировать и на основе этого управлять им.

Первым элементом, образующим личность, можно считать ее направленность, которая создает устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обусловливает его цели и мотивы. Направленность определяется такими моментами как интересы, стремления, склонности, идеалы.

Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующие в той или иной степени у большинства людей. Тем не менее, чтобы лучше понять их суть, с ними нужно познакомиться в «чистом» виде. Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы, независимо от цели деятельности и собственной роли в ней, то есть попросту работать в компании.

Направленность личности на задачу, по другому называемая деловой, предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например, успешное решении стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т.п. В данном случае более важным оказывается то, что делает человек, а не как он это делает. Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении человека в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица воздают видимость работы, а в случае индивидуальной деятельности пытаются найти себе замену. Знание направленности личности членов организации, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс управления их деятельностью.

Вторым элементом структуры личности работника являются способности, то есть задатки, склонности к какому-либо виду деятельности. Они бывают общими и специальными. Общие способности отражают тип мышления человека, который может быть художественным, логическим и смешанным. Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства и литературы. Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретизированностью, уходом в абстракции. Наконец, смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различными управленческими проблемами. Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы. По своему характеру они могут быть двух типов: интерсоциальными и конструктивными. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям и работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми. Конструктивные способности реализуются, прежде всего, в таких сферах деятельности, где такие контакты имеют ограниченное значение - в естественнонаучной, технической, знаковой, художественной через создание новой техники, методов лечения больных, компьютерных программ, произ ведений литературы, искусства, музыки. Иными словами, в большей мере они должны быть присущи исполнителям.

Тема8. (77) Конфликт как социальное явление и объект исследования социологии управления

Конфликт (от лат. сonflictus - столкновение) - в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон. Философская традиция рассматривает конфликт как частный случай противоречия, его предельное обострение. Понятие «конфликт» включает в себя широкий спектр разноуровневых явлений, традиционно различаемых на основании сторон конфликта. В социальных науках социальный конфликт - это процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным. В философской и соц. традиции источники соц. конфликтов усматриваются в социальных, экономических или политических отношениях. Наряду с социальными выделяются категории социально-психологических и психологических конфликтов.

Основными структурными характеристиками конфликта являются участники (стороны) конфликта, условия его возникновения и проникновения, предмет (объект) конфликта, действия участников, исход (результат) конфликта. Динамические аспекты конфликта описываются через стадии конфликта, процессы, возникающие на разных стадиях конфликта, и регуляторы этих процессов. Отдельные виды конфликтов изучаются различными научными дисциплинами, среди которых по длительности и богатству научной традиции выделяются философия, социология и психология. В последние десятилетия конфликт становится непосредственным и основным предметом исследования особой междисциплинарной научной области - конфликтологии, интерес к которой в силу ее особой актуальности резко возрастает.

Существенным аспектом теории конфликта является вопрос об управлении и регулировании конфликтов. Различают два варианта управления конфликта:

-- Конфликт успешно разрешается и тем самым достигается приемлемая для обоих сторон ситуация, они сохраняют взаимное доверие, не создают в своей среде образ врага, адекватно реагируют на поступающую информацию.

-- Конфликт подавляется силой, когда достигается однозначная победа одной стороны или создается ситуация «взаимного поражения» (временный шаткий компромисс). При этом социальные и политические позиции сторон остаются неизменными. Причины, вызывающие конфликт не ликвидируются и спустя некоторое время конфликт может возникнуть вновь.

Р. Дарендорф сравнивает грубо задавленный конфликт с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма. Различают три этапа улаживания конфликтов:

1. На стадии скрытого их развития;

2. На ранней стадии протекания;

3. На затяжной фазе конфликта.

Конфликтологии выделяют 4 стадии протекания конфликта:

-- К первой стадии относят скрытое латентное напряжение, обусловленное неравным социально-экономическим, политическим положением двух и более групп, стремящихся к улучшению своих условий, повышению статуса.

-- Ко 2 стадии относят напряженность, которая характеризуется появлением межличностных столкновений, поскольку различия начинают рационально и идеологически осознаваться представителями групп.

-- Третья стадия характеризуется несовместимостью групповых интересов, врожденностью более высокого уровня, когда стороны готовятся к соперничеству и пробе сил.

-- Четвертая стадия - сам конфликт, которому присущи открытые столкновения противодействующих сторон. В современном обществе конфликт выполняет ряд функций:

-- Конфликты выполняют стабилизирующую роль в обществе.

-- Способствует разрешению противоречий и обновлению общества.

-- Стимулирует переоценку ценностей.

-- Ускоряют формирование новых политических структур, в то же время политические конфликты могут приводить к определенным осложнениям в обществе.

Но конфликты так же имеют и дисфункции:

-- Конфликт может привести к дезорганизации и дестабилизации общества;

-- Может повлечь гибель людей и ликвидацию материальных ценностей;

-- Конфликт может привести к неблагоприятным изменениям отношений власти.

Тема 9. (78) Управление как организующая деятельность

Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить – значит озабочивать других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление – воздействие не только на персонал, но и на технологические процессы производства, управлять – значит озабочивать себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности. Человек при этом может играть роль как субъекта, так и объекта управления. По этой причине существует определенное различие в содержании понятий «менеджер»и «руководитель».

В роли менеджера может выступать каждый, кто занят каким-либо видом организаторской деятельности. Например, менеджеры эстрадных знаменитостей заняты подготовкой и проведением их шоу, продавцы-менеджеры – реализацией товара и т.п. Руководитель – это должностное лицо, который отвечает за профессиональные достижения персонала, организовывает и координирует усилия сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением.

Руководство – это всегда власть, реальное возвышение над другими людьми, в чем и заключается его притягательная сила как для личности, незаурядной по природным данным и благородству намерений, так и для «недоброкачественных»натур. Для первой категории руководителей управленческая деятельность представляет собой деловую сферу своей личностной самореализации, эффективный фактор проявления своей общественной полезности. Для второй – обладание властными полномочиями не более чем счастливая возможность покомандовать людьми и, как правило, компенсация неудовлетворенного тщеславия.

Эффективное функционирование любой организации зависит от правильного распределения властных полномочий в организационной структуре. Объем властных полномочий руководителя определяется его должностными правами и обязанностями, которые должны обеспечивать реальность выполнения профессиональных функций руководителя. В структуре персонала организации можно выделить линейных (административных), функциональных (штабных) и полевых руководителей. Линейные руководители (рис. 1) большую часть своих усилий по управлению реализуют через подчиненных, а их профессиональная ценность состоит в умении ставить стратегические задачи, увлекать персонал работой, формировать взаимоотношения в трудовом коллективе. Функциональные руководители заняты профессиональной разработкой поручений линейных руководителей по узко специализированной, предметно-ориентированной функции управления и возглавляют функциональные подразделения организации. Полевые руководители имеют в подчинении низовые структурные подразделения (бригады, группы, участки, смены и т.п.).

Наибольшими властными, соответственно, должностными полномочиями обладают линейные руководители. Им принадлежит право определять стратегию и программу жизнедеятельности организации, решать проблемы и оценивать результаты работы персонала. Функциональные и полевые руководители действуют в пределах полномочий, делегированных им линейными руководителями. Вне зависимости от различия в должностных полномочиях линейных, функциональных и полевых руководителей их объединяет общая платформа управленческого поведения. Общими принципами управления являются: компетентность, гуманность, инновационность и прагматизм.

Властные полномочия могут существовать, но не использоваться. Власть как организационный процесс подразумевает, что:

- это потенциал в распоряжении пользователя власти, который существует не только тогда, когда применяется;

- существует взаимосвязь между пользователем власти и тем, к кому они применяется;

- тот, на кого направлены властные действия, имеет некоторую свободу действий.

Основой власти называют то, откуда она происходит, и различают ее личностную и организационную составляющие. Источник власти определяет через какие инструменты данная основа власти используется. Источники, составляющие личностную основу власти, включают в себя: экспертную власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. В группу источников организационной основы власти входят: принятие решений, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей

Тема 10. (79) Культура организации

Термин «культура» произошел от латинского слова culture и означает «возделывание, образование, воспитание». Функция термина «культура» в научном языке изначально относилась к сфере развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого начала» - в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Культура организации (организационная культура, корпоративная культура) - это не только оригинальная смесь ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, но и вся среда обитания организации, присущий ей стиль отношений и поведения. Культура организации - это хорошо согласованная совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний.

Распространяющаяся в настоящее время в мире теория корпоративной культуры является вариантом соединения японского и американского стилей управления.

Основное назначение культуры организации - создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы».

Функции культуры организации многообразны, к их числу относятся.

1. Охранная функция. Культура представляет собой своеобразный барьер для нежелательных тенденций и отрицательных явлений внешней среды, нейтрализует негативное воздействие внешних факторов.

2. Интеграционная функция. Прививая определенную систему ценностей, организационная культура создает у работников ощущение равенства всех членов коллектива, что позволяет каждому:

· лучше осознать цели фирмы;

· приобрести благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает;

· ощутить себя членом единого коллектива и определить свою ответственность перед ним.

3. Регулирующая функция. Культура организации включает в себя неформальные, неписаные правила поведения работников. Эти правила определяют последовательность выполнения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д.

4. Замещающая функция. Корпоративная культура способна эффективно замещать официальные механизмы и уменьшать поток информации и распоряжений руководства. Так сокращаются издержки управления, потому что многие его элементы не требуют специальных усилий и затрат.

5. Функция адаптации. Наличие культуры организации облегчает адаптацию работника к организации и организации к работнику. Адаптация достигается совокупностью мер, называемой социализацией.

6. Образовательная и развивающая функция. Культура всегда связана с образовательным, воспитательным эффектом. Фирмы похожи на большие семьи, поэтому руководство должно заботиться об образовании своих работников. Результат таких усилий - приращение навыков и знаний работников, которые фирма может использовать для достижения своих целей.

7. Функция управления качеством. Качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.

8. Функция ориентации на потребителя.

9. Функция регулирования партнерских отношении. Культура организации развивает и дополняет нормы и правила поведения, выработанные экономической культурой рынка.

10. Функция приспособления организации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности фирмы.

Изменения в корпоративной культуре могут быть достигнуты путем:

· замены ключевых (наиболее заметных) фигур в организации;

· реорганизации;

· введения новых форм коммуникации;

· введения новых систем оценки, стимулирования и поощрения персонала;

· изменения методов менеджмента (например, периодичности заседаний, изменения их повестки дня и т.п.).

Прерогатива осуществления подобных изменений формально принадлежит руководителю организации. Таким образом, можно утверждать, что культура организации непосредственно зависит от культуры ее руководителя, лидера.

Специалисты, разрабатывающие тему культуры организации, в том числе государственной службы, выделяют ряд показателей, по которым руководители формируют (осознанно или нет) культуру своей организации:

· реакцию руководителя на кризисные или критические ситуации;

· критерии, на основе которых поощряются работники и определяется их статус;

· области внимания, анализа и контроля руководителя;

· критерии, по которым осуществляется найм, отбор, продвижение, освобождение и увольнение работников;

· модель поведения руководителя (личный пример).

Основные элементы культуры организации:

· организационные ценности;

· нравственные принципы и деловая этика (как важнейший компонент культуры организации!);

· методы мотивации работника;

· организация труда и способы контроля;

· стиль руководства;

· пути разрешения конфликтов, поведение в ситуации кризиса;

· коммуникационная система, язык общения.

Тема 11. (80) Государственное управление: специфика и структура

Выделяют 3 вида управленческого воздействия в зависимости от субъекта управления:

1) Если субъектом выступает государство, то говорят о государственном управлении.

2) Если управление осуществляется обществом, т.е. снизу, то речь идет о муниципальном самоуправлении.

3) Если управление учреждено частным образом в целях предпринимательской хозяйственной деятельности и главным субъектом является собственник, то речь идет о менеджменте.

Государство - организация общества, необходимое условие для решения общих дел. Задача государства ограничить себя от распада, через укрепление солидности. Государство является высшей формой общности и проходит несколько этапов: родоплеменное; население, этнография, территория; народ; нация; государство.

В целом государственное управление ориентированно на реализацию потребностей, интересов и прав граждан. Государственное управление - двух аспектная деятельность:

1) Управление всем обществом, реализация государственной власти федерального уровня, со всеми тремя ветвями власти.

2) Управление делами государства, реализация административной, исполнительной власти от центра до власти не местах, т.е. государственная вертикаль власти.

Структура Г.У.:

- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА. Института государственной власти; институт исполнительной власти; президентство; парламентаризм. Судебные органы: конституционный суд РФ; высший арбитражный суд РФ; верховный суд РФ и прокуратура. Институты политической власти регионального уровня, Институты местной политической власти (собрание районных уполномоченных, муниципальное образование), Администрация президента (парламент, министерства, аппараты судов).

- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОДСИСТЕМА: совокупность норм, методов регулирующих порядок деятельности государственных органов и управления.

- КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА: управление отношения, официальные, неофициальные, неформальные.

- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОКАДРОВАЯ ПОДСИСТЕМА: кадровый состав управления.

- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА: культура управленца, т.е. фактор от которого зависит способность государственных служащих реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной сфере.

- НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА: комплекс систематических знаний закономерностей, на научное достижение объективных законов природы и общества.

Функции Государства:

1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3. Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4. Регулирование общественных отношений на основе прав;

5. Координация интересов на основе компромисса;

6. Контроль с целью повышения эффективности управления;

7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Под местным самоуправлением понимают, непосредственно участие населения в решении проблем местного значения. Атрибуты М.самоуправления - территория; население; выборные органы; местный бюджет; налоги; участие в местном самоуправлении; муниципальная собственность. Органы М.самоуправления - думы; земские собрания; собрания районных уполномоченных; места исполнительной власти; президент; представители правительства.


Тема 12. (81) Российская модель государственного управления (региональное и муниципальное управление).

В отличие от федерализма Западной Европы, Российская Федерация возникла не путем объединения в единое государство отдельных территорий с их взаимного согласия. РФ создавалась сверху, путем деволюции, т. е. путем выделения в составе государства отдельных, относительно самостоятельных автономных образований. Проблема российского федерализма исторически связана с борьбой центральной власти за сохранение единства страны против стремления регионов к автономизации и сепаратизму.

В Конституции Российской Федерации отсутствует понятие «государственное управление», но используется термин «исполнительная власть». Следовательно, акцент в парадигме государственного управления делается на получении и использовании должностными лицами властных полномочий. И хотя государственно-властные полномочия — необходимый признак и атрибут государственного управления, но оптимизировать деятельность органов государственной власти при такой парадигме управления затруднительно.

Исполнительную власть нельзя улучшать или рационализировать, поскольку властные полномочия — это данность, предоставленная органам или должностным лицам законодательно: либо она есть, либо ее нет.

Тема 13 (82) Социология средств массовой коммуникации

Социология массовой коммуникации — отрасль социологии, которая изучает закономерности процесса массовой коммуникации и функционирования институтов, производящих и распространяющих массовую информацию (средств массовой информации, или СМИ), социальную обусловленность и последствия их деятельности.

Социология массовой коммуникации ставит целью всесторонне и основательно раскрыть методы и средства разнообразного влияния средств масс-медиа на общественное сознание, с тем, чтобы определить закономерности возможности и границы влияния их на общественное сознание.

Объектом социологии \»масс-медиа\», является, прежде всего, читатели, зрители, слушатели, с их интересами, потребностями - аудиторная система, которая, кстати, имеет довольно текучий характер

Важным элементом изучения социологии масс-медиа есть и текстовый материал - содержание и форма самой информации В эмпирических исследованиях массовой коммуникации используются почти все методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ документов, однако главным методом исследования, который используется в данной отрасли, - является анализ документов - как традиционный качественный, так и количественный (контент-анализ) Контент-анализ текстов массовой информации проводится по всем правилам социологического исследования.

Объектом исследования, как правило, выступает текстовая информация, массив сообщений, которые транслируются прессой, радио, телевидением и т др.

Предметом контент-анализа той или иной степени выступают: состояние, тенденции развития социально значимого содержания СМИ (политические ценности, историко-культурные факты и т.д. - все, что может интересовать аналитика Объектом социологических исследований СМИ также и кадровый состав средств массовой информации (журналистские кадры, популярность издательств, телерадиоканалов).

Главной теоретической проблемой является осмысление отношений между средствами массовой информации и обществом путем исследования закономерностей процесса массовой коммуникации, власти и влияния средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, реклама) как институтов, профессиональной культуры работников СМИ, аудитории массовых коммуникаций, роли СМИ в политической, экономической жизни общества, формировании общественного мнения и всеобщем воспроизводстве культуры.

Становление социологии массовой коммуникации в качестве научной дисциплины было вызвано стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, оказавших заметное влияние на социальные и культурные процессы XX в. В США и странах Западной Европы сформировалось новое гуманитарное научное направление, которое иногда именуют «теорией массовой коммуникации» (Mass Communication Theory), иногда — «исследованиями массовых коммуникаций» (Mass Communication Studies или Mass Communication Research). Эта область исследований формировалась и продолжает рассматриваться в западной науке как междисциплинарная, однако в наибольшей степени она была подвержена влиянию социологии. Д. Маккуэйл отметил: «...маршрут между социологией и исследованиями массовой коммуникации выглядит как улица с односторонним движением. Потоки идей, концепций и методов пришли из социологии и способствовали развитию теории, а также в значительной ме-
ре автономии и идентичности этой области, которая всегда считалась мультидисциплинарной» (McQuail, 1985: 34).

Суть и специфику социологического подхода в исследованиях массовой коммуникации его представители (У. Шрамм, Г. Лассуэл, П. Лазарсфелд, Р. Мертон, Б. Берельсон, Г. Шиллер, Дж. Гербнер, и др.) определяли как изучение процесса массовой коммуникации и функционирования институтов массовой информации в широком социальном контексте, во взаимосвязи с другими общественными системами и процессами. Этот подход формировался в 1950-1960-е годы на теоретическом фундаменте структурного функционализма. Особое внимание уделялось понятиям эффективности, определению функций и дисфункций массовой коммуникации (П. Лазарсфельд, Р. Мертон), взаимосвязи массовой коммуникации с культурой. Появились различные теории массовой культуры, от апологетических до критических. Радикальная критика массовой культуры представлена Франкфуртской школой (Т. Адорно, Ю. Хабермас, Г. Маркузе), сделавшей главным объектом критики манипулирование массовым сознанием, распространение идеологии средствами массовой коммуникации. Получили развитие также медиаориентированные концепции, в которых акцент был сделан на технологических факторах. Крайним проявлением технологического детерминизма стала концепция Г. М. Маклюэна, продолженная теориями информационного общества (З. Бжезинский, Э. Тоффлер, Д. Белл и др.).

Особенностью социологического изучения массовой коммуникации является также большое распространение эмпирических исследований. Методы социологического изучения массовой коммуникации формировались и совершенствовались вместе с развитием теоретических исследований, которые развивались в нескольких направлениях.

Первое направление, получившее название «исследование эффектов», сосредоточено на процессах и воздействии (эффектах) массовой коммуникации. Его становление было вызвано развитием радиовещания в 1920-е годы и рождением тоталитарных государств, нуждавшихся в мощной системе массовой пропаганды. Поэтому основной задачей в начальный период было изучение условий и факторов эффективного пропагандистского воздействия. С решением этой задачи связаны имена Г. Лассуэла, К. Ховланда, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и др. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как изменение установок, знаний людей вследствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия. В этот период складывался методический арсенал исследований: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса, панельного исследования аудитории, контент-анализа, экспериментов. В более позднее время исследования эффектов были продолжены изучением воздействия экранного насилия и эротики (Дж. Клаппер, Дж. Халлоран, Г. Комсток, Э. Рубинштейн и др.), возможностей влиять на потребительское поведение посредством маркетинговой коммуникации (прежде всего, рекламы), а также механизмов формирования общественного мнения (У. Липпман, Э. Ноэль-Нойман, М. МакКобс, Д. Шоу).

Второе направление связано с исследованиями аудитории в контексте процессов повседневного использования массовой коммуникации (медиапотребления) и базируется на концепции «удовлетворения и использования» (The Uses of Mass Communications, 1974). В фокусе внимания находятся индивидуальные мотивации в использовании медиа, тематические и жанровые интересы аудитории, изучение паттернов медиапотребления и удовлетворения, которое люди получают от контакта с различными медиа и жанрами. Этот подход был связан с разработкой и использованием количественных методов эмпирических исследований (массовых опросов аудитории), проведением большого числа подобных исследований. В дальнейшем этот подход был дополнен изучением ситуационных и социально-контекстных детерминант использования медиа в контексте повседневности с использованием качественных методов, в частности этнографических исследований Д. Морли (Morley, 1986). Эмпирические исследования медиапотребления также оказались востребованы медиарекламной индустрией и вылились в форму регулярных прикладных маркетинговых исследований аудитории, получивших название «медиаизмерений» (или «рейтинговых исследований»).

Третье направление, традиционно именуемое «культурные исследования» (cultural studies), сформировалось в 1960-1970-е годы под влиянием структурализма и семиотики и концентрировалось на анализе сообщений, образов и значений, передаваемых средствами массовой информации. Этот подход связан прежде всего с Бирмингемской школой (Р. Хоггарт, С. Холл и др.), в рамках которой сформировалось два направления: «текстуальный анализ» (textual analysis) и «исследования восприятия» (reception research). Последнее было связано с проведением обширных эмпирических исследований, в основном в рамках качественной методологии.

В СССР становление социологии массовой коммуникации в 1970-1980-е годы было связано с исследованиями общественного мнения и социальных общностей (аудитории) как сфер, на которые оказывают влияние СМИ (Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, В. А. Ядов, Т. М. Дридзе и др.). На разработку теоретических аспектов массовой коммуникации большое влияние оказали также результаты исследований в области психологии (А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский), лингвистики (Дж. Р. Серль, Д. Вандервеккен, М. М. Бахтин), теории информации и кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир). Первое направление, исследующее аудиторию СМИ, является достаточно разработанным как с точки зрения методов исследований, так и с точки зрения значимости результатов. Эмпирические социологические исследования в области массовой коммуникации начались в СССР в 1920-е годы с изучения читательской аудитории газет и книг; в 1960-1970-е годы они были продолжены исследованиями аудитории телевидения и радио, в 2000-е — аудитории Интернета. В 1990-е годы получили распространение прикладные маркетинговые исследования аудитории СМИ и рекламы.
Актуальные проблемы социологии массовой коммуникации на современном этапе связаны с изучением социальных последствий распространения цифровых технологий, появления Интернета и так называемых новых медиа. Цифровизация, вызвавшая радикальные перемены в способах распространения и потребления массовой информации, принципах взаимодействия коммуникатора и аудитории, ведет к перестройке деятельности СМИ и их функционирования в качестве социального института, что требует переосмысления теории массовой коммуникации. Эта работа ведется, в частности, в Московском гуманитарном университете, где в рамках научной школы в области социологических наук формируется направление социологии телевидения (Луков, 2011).

Тема 14 (83) Понятие мультимедиа. Мультимедиа как средство и технология

Мультимедиа (мультимедиа средства) - компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п.

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.

Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.

Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…

Образование

В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Возможности для обучения и воспитания почти бесконечны. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих «подкованных»технологических навыков. Газетные компании также пытаются охватить новый феномен путём внедрения его практик в свою работу. И пока одни медленно приходят в себя, другие крупные газеты, такие как The New York Times, USA Today и The Washington Post создают прецедент для позиционирования газетной индустрии в глобализованном мире.

Техника

Разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Мультимедиа для программных интерфейсов часто создаётся как коллаборация между креативными профессионалами и разработчиками программного обеспечения.

Промышленность

В промышленном секторе мультимедиа используют как способ презентации информации для акционеров, руководства и коллег. Мультимедиа также полезно в организации обучения персонала, рекламы и продаж продукта по всему миру посредством фактически неограниченных веб-технологий.

Математические и научные исследования

В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.

Медицина

Врачи также могут получить подготовку с помощью виртуальных операций или симуляторов человеческого тела, поражённого болезнью, распространённой вирусами и бактериями, таким образом пытаясь разработать методики её предотвращения.

Document Imaging

Document Imaging – это техника, которая преобразовывает копию изображения (документа) в цифровой формат

JavaScript — объектно-ориентированный скриптовый язык программирования.

JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.

Основные архитектурные черты: динамическая типизация, слабая типизация, автоматическое управление памятью, прототипное программирование, функции как объекты первого класса.

Тема 15 (84) Научно-информационное обеспечение управления социальной сферой

Под информацией понимаются новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления.

В социальном управлении информация - это особый вид общественной информации - социальной информации, которая представляет собой только «совокупность экономической, политической и иных видов общественной информации, подобно тому как социальный организм не есть механическая сумма составляющих его элементов», а имеет «свои особенности, поскольку специфичен отражаемый в ней объект управления».

Своеобразие социальной информации состоит в том, что в ней отражается взаимосвязь между различными явлениями, их место и функции в социальном организме.

Базу социальной информации составляют информационные ресурсы, к которым относят отдельные документы и массивы документов, хранящиеся в информационных системах.

Социальная информация может классифицироваться:

• по масштабу отражаемого объекта федеральная, региональная, муниципальная, местная;

• по отраслям социальной сферы - образование, медицина, жилье и т.п.;

• по структурированности - систематизированная (по составу показателей, адресности, периодичности, срокам передачи, форме представления) и несистематизированная;

• по отношению к конкретному социальному министерству и органу управления - внешняя, внутренняя, организационно-распорядительная, информация состояния, информация согласования, отчетная;

• по характеру носителя информации - документированная для средств связи, компьютерная, вербальная;

• по характеру хранения - фиксированная, допускающая многократное использование и нефиксированная;

• по характеру использования - универсальная или функциональная. Возможны и другие основания классификации информации. Процесс пользования информацией цикличен, то есть представляет собой ряд этапов. Информация, собранная вначале в виде набора фактов и цифр (сведений, данных), хранится, обрабатывается и преобразуется в сообщения, имеющие смысл для исследователя, аналитика, а затем в аналитические документы, удовлетворяющие информационные потребности органов управления социальной сферой на различных уровнях.

Особо ценной считается та информация, которая является опережающей, содержит в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии социального развития общества, региона, действий в будущем.

В век поголовной компьютеризации получение информации значительно ускорилось. Вместе с тем, появились сложности:

- необходимость постоянного наращивания объемов информации;

- информационная перегрузка руководителей;

- селекция информации и перераспределение потоков информации между различными уровнями иерархии в системах управления;

- проблемы содержания и объема управленческой и специальной осведомленности и т.д.

В целом, информационное обеспечение процесса социального управления, представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Оно должно учитывать:

- особенности объекта управления;

- выполнение всех общепринятых требований, предъявляемых к информации в управлении: современность, оперативность, надежность (достоверность, объективность, полнота), доступность и легкость восприятия (краткость, выразительность, наглядность), оптимальность (характеристика меры в соотношении необходимой и достаточной информации), логичность и лаконичность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения), комплексность, системность, соответствие информации полномочиям и компетенции субъекта управления;

- анализ процесса управления, предполагающего сравнение нормативных критериев и фактических показателей функционирования и развития систем, анализ возникающих при этом противоречий и дисфункций, выработку предложений по изменению социальной политики, совершенствованию механизмов проработки и принятия решений, контроля их эффективности;

- технологический анализ процессов управления, связанный с изучением подготовки и эффективности принятия решений.

Специфика социальной сферыкак объекта управления, определяется тем, что процесс социального воспроизводства - это естейственный, поливероятностный процесс, определяемый как глобальными детерминантами, так и в значительной мере вероятностным элементом. Она является одновременно самоорганизующейся, организуемой, полидетерминированной, многосубъектной, многоуровневой.

В общем, социальная сфера- это открытая система, интенсивно обменивающаяся со средой (другими сферами жизнедеятельности общества и природой) результатами деятельности и информацией и характеризующаяся неустойчивыми, разнообразными, неравновесными и нелинейными соотношениями. Она усваивает внешние воздействия, находится в постоянном изменении.

Суть еесамоорганизации заключается в самосознании, самосохранении, самосовершенствовании и самовоспроизведении порядка в ее структуре функционирования, а организации - в сознательном, целевом управлении социальной сферой.