Анализ состоит из четырех этапов.

Первый направлен на получение матрицы корреляций, в которой каждая переменная в совокупности данных соотнесена со всеми другими.

Следующий шаг — извлечение факторов с целью определения минимального числа факторов для адекватного объяснения наблюдаемых корреляций между первоначальными переменными. Если их число близко к первоначальным переменным, то смысл в факторном анализе невелик.

Цель третьего (факультативного) шага — вращения — состоит в установлении более простых и легче интерпретируемых факторов.

Если получена удовлетворительная модель, на четвертом этапе вычисляются значения коэффициентов для каждого фактора каждого случая в совокупности данных. Факторные значения могут использоваться в последующих исследованиях.

Факторный анализ вызывает много критики (Чатфилд и Коллинз, 1980). Различные методы извлечения и вращения имеют тенденцию давать иные решения, а также трудно значимо интерпретировать четко выявленные в анализе факторы. Несмотря на потребность найти другие более взвешенные решения, факторный анализ остается полезным исследовательским инструментом.

В ходе выполнения факторного анализа решаются следующие задачи:

• оценивается пригодность исходных данных для проведения факторного анализа;

• выявляются корреляционные взаимосвязи между переменными исходного массива;

• определяется оптимальное число факторов (компонентов факторной модели), т.е. групп, на которые может быть разделен существующий массив переменных;

• разделяется существующий массив переменных на группы на основании значений коэффициентов корреляции;

• интерпретируются результаты, т.е. производится подбор на-званий созданным переменным (факторам). Из перечисленных задач последняя является наиболее сложной. Ее решение представляет собой одну из ключевых проблем факторного анализа и требует творческого подхода. Другой существенной проблемой факторного анализа является частичная потеря информации в ходе «сжатия» исходного массива переменных. Одним из важнейших условий проведения факторного ана-лиза является минимизации частичной потери информации, ко-торая в любом случае неизбежна.

Тема 1 (70) Государство как социальный институт

Государство - политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В своем функционировании государство предстает как форма организации политической власти, необходимая для поддержания юридического порядка в социально неоднородном обществе и обладающая законным правом применения принуждения и насилия. Вебер считал, что решающим признаком при определении государства является его способность успешно реализовать претензию «на монополию законного использования насилия в пределах своей территории». Поэтому он определял государство следующим образом: «Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует».

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения ин­тересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками, функциями и формами их реализации.

Признаками государства являются:

» наличие публичной власти;

» суверенитет;

» территория и административно-территориальное деление;

» правовая система;

» гражданство;

» налоги и сборы.

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли. Это: армия, полиция (милиция), органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Публичная власть:

~ отделена от общества;

~ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за вла­стью в догосударственный период);

~ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности;

~ опирается на писаное формализованное право;

~ подкреплена принудительной силой государства.

2. Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю­чительное право принимать законы.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

3. Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду.

4. Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

6. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в го­сударстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.

Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Основная проблема заключается в определении «золотой середины» между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем.