Тема 59. Социометрия в социологическом исследовании

Малая группа - реально существующее образование, в которой люди объединены по какому-либо общему признаку (совместной деятельностью) и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Социометрия - метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах, разработанный в начале 1930-х австрийским эмигрантом психиатром Дж. Морено. Морено предложил не только способ измерения отношений (социометрический тест, включавший наблюдения за взаимодействиями, вопросы о связях разного типа дружбы, предпочтениях, неприязни, доверии), средства визуализации (социограмму), но и связал этот инструментарий с понятиями структуры, социальных ролей и сплоченности.

Область применения:

- как средство активного управления групповой деятельностью;

- использование в кризисных моментах, при экстремальных условиях;

- использование метода в комплексе с другими.

Возможности метода:

1. Позволяет анализировать внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов;

2. Оценит психологическую совместимость;

3. Измерить степень сплоченности и разобщенности группы (уровень группового единства);

4. Позволяет выявить социометрические позиции, т. е. авторитета членов группы, по признаку симпатии - антипатия;

5. Обнаружение групповых подсистем, образований группы, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Ограничения:

1. Используется для диагностики только в малых группах;

2. Социометрия не может рассматриваться как полная характеристика внутригрупповых отношений, т. к. она ограничена выделенными критериями;

3. Надежность процедуры определяется правильностью выбора критерия.

Этапы и программа проведения социометрического опроса.

Выделяют несколько этапов проведения социометрического опроса:

1. Подготовительный этап

- определение, обоснование проблемы, выбор объекта;

- формулировка социометрических критериев;

- разработка бланка социометрического опроса

2. Основной этап

- установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;

- проведение социометрического опроса;

- сбор карточек, проверка заполнения

- первичная обработка данных

3. Завершающий этап

- построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов

- расчет индивидуальных и групповых индексов

- формулировка выводов;

- разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.