Респондент в ситуации интервью.
Рассматриваются следующие критерии:
1. Оценка внешнего облика, с т. з. возможности взаимодействия;
2. Отслеживание за поведением респондента;
З. Информированность респондента о предмете интервью;
4. Языковые возможности респондента;
5. Искренность респондента.
Требование к личности интервьюера и его профессиональной подготовки. Требования к личным качествам интервьюера: общительность, исполнительность, добросовестность, честность, активность, деятельность, мобильность, чуткость, терпимость, интеллектуальные способности, культура, четкая дикция.
В качестве интервьюеров могут выступать профессиональные социологи, а также представители других профессий. Практика говорит в пользу использования в качестве интервьюеров неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральность по отношению к результатам исследования.
Идеальный интервьюер – гомогенен по статусу по отношению к респонденту!
Принципы организации работы интервьюеров.
Интервьюер должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного лица с учетом всевозможных переходов и фильтров. Знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, прилагающимися к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилом заполнения опросных листов, поиска респондентов содержится в инструкции и продублированы «как правило» в самом опросном листе «перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы». Инструкция интервьюеров, где указаны все технические, методические, организационные аспекты интервью, которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения интервью, способы регистрации ответов.
Контроль за работой интервьюеров.
Наиболее распространенной формой контроля за интервьюерами является выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры выясняют, состоялась ли беседа, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. Также телефонный опрос, скрытое наблюдение за работой интервьюера, контрольно-почтовый опрос.
Тема 58. Метод экспертных оценок в социологическом исследовании