Логика опроса при интервьюировании и психология его восприятия респондентом.

Логика опроса при интервьюировании предполагает постепенное включение в разговор респондента с таким расчетом, чтобы, добившись более непринужденной атмосферы, поддерживать интерес к беседе и вести ее по намеченному плану.

1. Установление первого контакта. Цель - создать благоприятную атмосферу для разговора. Интервьюер называет себя и представляемую им организацию, помня, что не надо подчеркивать свою личную заинтересованность в содержании интервью. Часто люди удивляются, почему выбрали именно их. Интервьюер объясняет, что отбор производился «вслепую», не по их собственному желанию. Если опрашиваемый отказывается вести беседу (ссылается на неинформированность, занятость), необходимо сказать, что вопросы будут простыми, и в любую минуту можно прервать беседу. Для утепления атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных тем (погода, как искал дорогу и т. д.).

2. Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью. На этом этапе продолжается общая разведка. Собираются чисто фактуальные сведения (обычные обязанности, описание условий быта, жизни). В этот период подчеркивается значимость ответов респондента. Не следует задавать вопросы по поводу компетенции респондента.

3. Переход к основным вопросам. Сопровождается вводными словами, подчеркивающими важность последующего разговора. Здесь используются косвенные, безличные, контрольные вопросы. Поощрение ответов на сложные вопросы: внимательный взгляд, кивок головой, поддакивание. Используются: встречный вопрос, сомнение в сказанном, проверка путем неправильной формулировки сказанного. Всякое сомнение в компетентности опрашиваемого или несогласие сопровождается подчеркиванием согласия и одобрения его пояснения.

4. Быстрое восстановление контакта. Опрашиваемый может отказаться отвечать на вопросы или отвечать невпопад. Причины потери контакта: респондент не располагает нужной информацией или не может вспомнить - интервьюер уточняет обстановку, помогая вспомнить респонденту; опрашиваемый не понял цель вопроса и не может сформулировать свою мысль - необходимо переспросить то же самое иными словами; респондент не хочет отвечать потому, что не расположен, откровенничать на эту тему следует поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

Один из приемов: зондирование - «эхо». Интервьюер просто повторяет последние слова опрашиваемого, подчеркивая внимание, и побуждая к откровенности.

5. Завершение опроса. В ходе опроса интервьюер подытоживает логические части опроса. Он может вернуть к некоторым вопросам, на которые получил неполные ответы. Когда содержание интервью исчерпано, опрашиваемого просят дать некоторые сведения о себе, подчеркивая, что это надо для общей обработки данных. Интервьюер благодарит за беседу, подчеркивает важность полученных исследований.

«Эффект интервьюера».

«Эффект интервьюера» - это все явления, где обнаруживается влияние интервьюера на качество получаемых в опросе результатов. Чаще всего оно не осознается интервьюером и проявляется на различных формах неявного внушения или навязывания опрашиваемому своих установок. Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероятность такого влияния.

Примеры:

1. Когда в вопроснике встречаются бестактные формулировки - исследователь чувствует неловкость задавать их, и либо изменяет формулировку по своему усмотрению, либо вообще не задает вопрос.

2. Когда у интервьюера (как ему кажется) сформировался стереотипный образ группы людей, он полностью постиг особенности опрашиваемых, и, следовательно, может предвидеть ответы. В результате он слушает и отмечает только, то, что совпадает с его мнением.

Для того, чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж, где излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы, условия получения согласия. В тексте вопросника предусматриваются пояснения по технике заполнения: указатели от вопросов-фильтров к специализированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминание о карточках.