Тема 9. Интегральная социология П.Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Был одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами.

Среди основных социологических проблем, которые разрабатывались П. А. Сорокиным в русский период его жизни, особое значение имеет предпринятая им попытка создания интегральной социологии, определение ее предмета и границ. Неопозитивистский подходП. А. Сорокина проявился прежде всего в том, что он, как Г. Спенсер и Е. В. Де Роберти, окружающую человека действительность разделил на три мира: неорганический, органический и надорганический. Отличительной чертой надорганического мира, по его мнению, является «наличие сознания и мышления в своей развитой форме».

С точки зрения П. А. Сорокина, общество как надорганическая система представляет собой «совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом». Главная задача социолога - исследовать «статистические и динамические стороны взаимодействия или поведения людей, а также явления, возникающие из этого процесса». В связи с тем, что в процессах взаимодействия людей появляются обладающие ценностными значениями явления культуры, то социолог обязан сосредоточить внимание и на аксиологических аспектах социального взаимодействия.

Определив предмет социологии, П. А. Сорокин приступил к построению ее модели как интегральной науки на основе синтеза социологии О. Конта (идея законов функционирования и динамики) и Г. Зиммеля (идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия).

В отличие от О. Конта, который уподоблял социологию «социальной физике», и Г. Спенсера, по мнению которого социология может быть определена как «социальная биология», П. А. Сорокин видел в социологии «социальную химию». По его убеждению главным методом анализа социальных процессов и явлений должен быть объективизм - опора на факты.

Развивая идеи своего учителя М. М. Ковалевского об эклектизме и плюрализме социологии, П. А. Сорокин особенность социологии как науки видел в ее интегрирующей способности. «Интегрализм» социологии, по его представлению, проявляется в следующем:

- интегральная социология - «это генерализирующая наука о социокультурных явлениях», которая обобщает в методологии основные социологические направления, а в ее содержании отражаются открытия других социальных наук;

- интегральная социология, в отличие от других общественных наук, которые изучают лишь одну из сфер социокультурного пространства, имеет дело «со всеми сферами этого пространства», исследуя их общие элементы;

- интегральная социология, используя «последовательный социологический плюрализм», учитывает множество самых разнообразных факторов и интегрирует их в целостное объяснение социальной реальности;

- интегральная социология, исследуя статику и динамику общественной жизни, создает единую «интегральную» социальную теорию.

В интегральной социологии П. А. Сорокин выделил пять ведущих направлений:

1) «космосоциологическое», которое объясняет социальные процессы и явления географическими факторами;

2) «биосоциологическое», изучающее общество как биологический организм;

3) «социомеханическое», которое представляет общество как механический агрегат, а законами его функционирования считает законы неорганического мира;

4) «социопсихологическое», обусловливающее социальные процессы и явления состоянием психики человека;

5) «социокультурное», которое рассматривает функционирование и развитие общества как процесс «цикличности» или «круговорота» различных типов культуры.

Объявив социологию интегральной наукой, П. А. Сорокин в то же время указывал, что она «остается строго социальной наукой», специфика которой определяет ее структуру. В структуре интегральной социологии он выдели две части: теоретическая (общая) социология и практическая (прикладная) социология. Отстаивая идею о том, что «социология может и должна строиться по типу естественных наук», П. А. Сорокин предложил выделить в теоретической социологии три раздела: «социальная аналитика», «социальная механика» и «социальная генетика». С его точки зрения, социальная аналитика должна рассматривать «простейшие социальные явления и сложные социальные единства», социальная механика - изучать социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия, социальная генетика - анализировать эволюцию общественной жизни. В прикладной социологии (социальная политика) он придавал большое значение изучению социальных проблем города и деревни, политики и морали с помощью эмпирических методов исследования и выработке «системной рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни».

По определению П. А. Сорокина: «Социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия, и о результатах такого поведения». Поэтому он объявлял социальное взаимодействие элементарной «клеточкой», родовым типом проявлений общественной жизни, в которой происходят системные комбинации социальных взаимодействий разного толка. Социальное взаимодействие в его понимании - это «имеющая психическую природу» и осознанная социальная связь между индивидами и социальными группами.

Социальное взаимодействие П. А. Сорокин представлял как сложный социокультурный процесс, необходимым условием совершения которого является наличие следующих компонентов:

- субъекты взаимодействия - индивиды или социальные группы;

- объективированные ценности - предметы материальной культуры;

- ценностные значения - нормы, стандарты поведения, существующие в индивидуальном или групповом сознании;

- «проводники» взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, предметы быта, деньги, произведения искусства и т.д.