Задание 12.2.12

В состав потребительской корзины страны Миниландия входят пять наименований товаров. На основании данных таблицы 12.7 определите индекс Ласпейреса в каждом периоде (базовый 2003 г.), уровень инфляции по годам (2004-2007) и на суммарном промежутке.

Таблица 12.7

Товары Количество, тов. ед. Цены, у.е.
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Хлеб
Молоко
Колбаса
Костюмы
Ботинки

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  12.3 Самостоятельная работа

1. Изменение макроэкономи­ческих показателей в течение экономических цикла

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса

______________________________________________________ графики

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________


  Тема 13. Экономическая политика государства 13.1 Краткое содержание лекции

 

  13.1.1 Государственный бюджет
Государственный бюджет – это баланс доходов и рас­ходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его приня­тия законодательным органом власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.п.) приоб­ретает силу закона

Доходная часть бюджета формируется за счёт: 1) налоговых поступлений; 2) сеньоража; 3) доходов государственных предприятий; 4) аренды объектов госсобственности; 5) продажи госсобственности; 6) государственных займов.

Основным источником доходов госбюджета являются налоги.

 

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определённой суммы денег не в обмен на товары и услуги

 

Элементы налога:

1) субъект налога – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

2) объект налога – всё, что подле­жит налогообложению (доходы, имущество, с которых начис­ляется налог);

3) источник налога – доход, из которого непосредст­венно выплачивается налог (прибыль, заработная плата, гонорар и т. п.);

4) налогооблагаемая база – величина, с которой выплачивается налог; для экономики в целом ею является величина совокупного дохода (Y). Чтобы рассчитать сумму налога (Тх), следует величину налогооб­лагаемой базы (Y) умножить на налоговую ставку (t):

;

5) налоговая ставка размер налога на единицу налогообложе­ния (с единицы земельной площади, с единицы измерения товарной массы, с денежной единицы страны – процент с каждого рубля дохода или стоимости имущества).

 

Средняя ставканалога (tср.) – отношение налоговой суммы к величине дохода (y), выраженное в процентах: .
Предельная ставка налога (tпр.) – процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода:

 

На­логи, которые не привязаны к налогооблагаемой базе, например не зависят от уровня дохода (дают одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода) называются автономными или аккордными налогами(Тха).

Налоговая функция:

6) налоговые льготы частичное (полное) освобождение от уплаты налогов.

 

По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: 1) прямые – это налоги на доходы от факторов про­изводства (с денежных сумм, полученных экономическим агентом в качестве факторных доходов), и имущество (взимаются с денежной оценки имущества); косвенные – это налоги на товары, услу­ги и виды деятельности; представляют собой часть цены товара или ус­луги (входят в стоимость покупок), поэтому они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и дохо­дом налоги делятся на:

· пропорциональные – средняя ставка налога остается неизменной независимо от величины дохода (например, прямые налоги за исключением личного подоходного налога обычно являются пропорциональными).

· прогрессивные – средняя ставка налога увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере ее со­кращения (примером прогрессивного налога в большинстве стран служит индивидуальный подоходный налог с граждан, в России он пропорциональный).

· регрессивные – средняя ставка налога увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере его роста (косвенные налоги).

Расходная часть бюджета – это распределение фонда денежных средств государства и их использование на выпол­нение государством своих функций и на развитие экономи­ки.

По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

1. На политические цели:

· расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;

· расходы на содержание аппарата управления государством.

2. На экономические цели:

· расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

· расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

3. На социальные цели:

· расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

· расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

· государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП) (G);

· трансферты (их стоимость не включается в ВВП) (Tr);

· выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга) (N).

 

Сальдо го­сударственного бюджета (Sg)   – это разница между доходами и расходами государственного бюджета: Sg>0 – бюджетный профицит или государственные сбережения; Sg=0 – бюджет сбалансирован; Sg<0 – дефицит государственного бюджета (BD)

Виды бюджетного дефицита:

первичный дефицит– разность между ве­личиной фактического дефицита и суммой процентных вы­плат по госдолгу;

структурный дефицитпревыше­ние государственных расходов над налогами в условиях пол­ной занятости;

циклический дефицит – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом.

Способы финансирования дефицита государствен­ного бюджета:

1) монетизация дефицита за счёт выпуска Центральным банком в оборот дополнительной денежной массы;

2) внешние займы берутсяу других стран или между­народных организаций путем продажи государственных ценных бумаг иностранным гражданам, государствам и междуна­родным финансовым организациям;

3) внутренние займы осуществляются у населения своей страны путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (государственных облигаций) населению.

В результате использования второго и третьего способов финансирова­ния дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

 

Государственный долг – представляет собой сумму накопленных бюджет­ных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели ме­сто в стране
Внутренний государственный долг – это совокупная задол­женность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций
Внешний государственный долг – это суммарная задолжен­ность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям

 

Негативные последствия дефицита бюджета и государственного долга:

1) падение хозяйственной активности (из-за роста налогов, неплатежей в экономике);

2) рост ссудного процента, сокращение инвестиций;

3) недофинансирование государственного сектора;

4) усиление неравенства в обществе;

5) утечка части ВНП за рубеж (в погашение внешнего долга);

6) снижение уровня государственного управления:рефинансирование долга, мораторий(отсрочка погашения долгов государства), дефолт (односторонний отказ от погашения государственного долга, неплатёж).

 

 

  13.1.2 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства

 

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика –этомеры, принимаемые правительством для воздейст­вия на экономику, путем изменения вели­чины доходов и расходов госбюджета

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит Правительство страны.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки товаров и услуг; 2) налоги; 3) трансфертные платежи (трансферты).

 

По способу воздействия инструментов фискальная политика делится на:

1) дискреционную, то есть законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Виды дискреционной фискальной политики приведены в таблице 13.1.

Таблица 13.1 – Виды дискреционной фискальной политики

Инструменты дискреционной фискальной политики
Состояние экономики Вид фискальной политики Изменение объема государственных закупок товаров и услуг Изменение объема подоходного налогообложения Изменение объёма трансфертов
Экономический спад Стимулирующая Увеличение Сокращение Увеличение
Экономический подъем Сдерживающая Сокращение Увеличение Сокращение

 

2) автоматическую или недискреционную, которая нацелена наослабление циклических колебаний экономики без официального вмешательства государства. Для этого применяются определенные механизмы (встроенные стабилизаторы) в виде: а) прогрессивного налогообложения доходов домохо­зяйств; б) выплаты пособий по безработице; в) участия наемных ра­ботников в прибылях; г) получение фиксированных дивидендов и др.

Встроен­ные стабилизаторы в период кризиса оказывают стимулирующее воз­действие на экономику, увеличивая расходы бюджета и дефицит бюджета, а в период подъёма – сдер­живающее воздействие, увеличивая доходы бюджета и бюджетный профицит.

 

 

  13.1.3 Деньги и денежный рынок
Деньги - особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров

 

Функции денег:

средство измерения или мера стоимости или масштаб цен – функция денег, позволяющая измерять и сравнивать стоимости различных товаров и услуг;

средство обращения или средство обмена – функция денег, позволяющая совершать сделки (покупать товары, услуги, ресурсы), разделяя продажу и покупку товаров во времени и в пространстве;

средство накопления – функция денег, позволяющая накапливать сбережения для совершения покупок в будущем, т.к. обладая абсолютной ликвидностью, деньги в этой функции служат удобной формой хранения богатства.

Современные деньги являются декретными деньгами, которые правительство провозглашает обязательными для приема при обмене и в качестве закон­ного способа уплаты долгов.

Различают собственную стоимость денег, которая равна затратам на их производство, и номинальную (обозначена на монете или купюре).

Виды денег:

· товарные или полноценные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались и покупались как обычный товар (например, пушнина, скот, ювелирные украшения и, наконец, золото и серебро).

· символические деньги, затраты на их производство значительно ус­тупали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги, разменные монеты).

· кредитные деньги, которые первоначально представляли собой обязательства физических лиц и фирм, затем обязательства банков, и, наконец, обязательства Центрального банка страны (векселя, чеки, банкноты, электронные деньги).

Движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг в экономике, называется денежным обращением.

Спрос на деньги (МD) – это потребность в определенном запасе денег, определяемая количеством платежных средств, которые домохозяйства и фирмы хотят держать в форме наличности (С) и банковских вкладов или депозитов (D).

Количественная теория спроса на деньги:

спрос на деньги зависит от:

1) абсолютного уровня цен (обратная зависимость);

2) уровня реального объема производства (прямая зависимость);

3) скорости обращения денег (прямая зависимость). При этом совокупный спрос на деньги отождествляется только со спросом на деньги для сделок:

 

где М – спрос на деньги для сделок (трансакционный спрос); Y – реальный объём ВВП; V – скорость обращения денег

Кейнсианская теория спроса на деньги:

спрос на деньги определяется тремя мотивами:

1) Спрос на деньги для сделок (М ) – деньги выполняют функцию средства обращения. Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит в основном от совокупного дохода (Y):

М = f(Y).

2) Спрос на деньги по мотиву предосторожности (М ) стимулирует людей иметь не­который запас денег в связи с непредвиденными расходами. Его объем зависит от объема непредвиденных расхо­дов, который прямо пропорционален величине совокупного дохода:

М = f(Y).

3) Спрос на деньги со стороны активов (М ) – это спекулятивный спрос на деньги – означает, что деньги выполняют функцию средства сбережения и могут принести дополнительный доход, будучи помещенными в неденежные финансовые активы и/или реальные активы:

М = f(i).

4) Общий (совокупный) спрос на деньги (MD):

MD = f(Y, i) = М + М + М .

1,2) 3) 4)

Рисунок 13.1

Реальный спрос на деньги MD(M/P) определяется для устранения влияния фактора инфляции:

MD(M/P)= f(Y, i).

 

Актив (от лат. activus – действенный) – это имущество, денежные средства, принадлежащие экономическому агенту и обладающие ценностью

 

Активы делятся на реальные (вещественные ценности, представленные товара­ми) и финансовые, которые включают денежные (деньги) и неде­нежные (акции и облига­ции) активы. Особенность денег как финансового актива состоит в том, что только денежные активы могут обслуживать сделки и являются всеоб­щим платежным средством.

Ликвидность – это возможность актива легко превращаться в средство обращения, сохраняя свою стоимость неизменной

 

Денежные активы обладают абсолютной ликвидностью.

Количество обращающихся в экономике денег называется денежной массой и представляет собой величину предложения денег. Величина предло­жения денег измеряется с помощью денежных агрегатов. Принципы построения системы денежных агрегатов во всех странах одинаковые. Каждый следующий агрегат: включает в себя предыдущий; является менее ликвидным, чем предыдущий; является более доходным, чем предыдущий.

Система денежных агрегатов состоит из:

 

М0 = Наличные деньги (бумажные и метал­лические – банкноты и монеты)
M1 = М0 + Сред­ства на текущих счетах (че­ковые депозиты или депозиты до востребования) + Дорожные чеки
M2 = М1 + Сберегательные вклады + Мелкие срочные вклады
М2Х = М2 + Депозиты в иностранной валюте
М3 = М2 + Крупные срочные вклады
L = М3 + Краткосрочные государственные ценные бумаги

 

Ликвидность денежных агрегатов увеличивается от L до М0, а доход­ность – от М0 до L. Средства денежных агрегатов М2, М3 и L, превышающие денежный аг­регат М1, а именно средства на нечековых сберегательных счетах, средства на срочных счетах и краткосрочные государственные ценные бумаги – это «почти деньги», которые становятся деньгами, если:

· снять средства со сберегательных или срочных счетов и превратить их в наличность;

· перевести средства с этих счетов на текущий счет;

· продать государственные ценные бумаги и получить наличные деньги.

«Квази-деньги» (QM) представляют собой разницу между денежными агрегатами М1 и М2:

QM = M2-M1.

Величина предложения денег определяется экономическим поведением:

Центрального банка, который обеспечивает и контролирует наличные деньги;

коммерческих банков (банковского сектора экономики), которые хра­нят средства на своих счетах;

населения (домохозяйств и фирм – небанковского сектора эконо­мики), которое принимает решения, в каком соотношении разделить де­нежные средства между наличными деньгами и средствами на банковских счетах.

Равновесие на денежном рынке – это результат взаимодействия спроса и предложения денег на денежном рынке, где устанавливаются равновесная ставка процента (i0) и равновесная величина денежной массы ( ).

 

а) б)

Рисунок 13.2 а) MS=const, где MS – совокупное предложение денег;

б) MD=const, где MD – совокупный спрос на деньги

  13.1.4Банки и монетарная (денежно-кредитная) политика государства

 

Банк – это коммерческое учреждение, которое создается в соответствии с действующим законодательством данной страны, функционирует на основании лицензии, занимается предпринимательской деятельностью в финансовой сфере и функционирует на принципах коммерческого расчета

Структура банковской системы:

Первый уровеньЦентральный банк(Центробанк), то есть «банк банков» это финансовый институт, образуемый правительством страны. Он выпускает в обращение наличную денежную массу (эмиссия денег), а также контролирует кредитно-депозитную деятельность коммерческих банков.

Второй уровень – частные и государственные банковские институты: коммерческие (депозитные), инвестиционные, ипотечные банки, сберегательные кассы, кредитные общества, страховые и пенсионные фонды.

Коммерческие банки(банки), то есть «банки для всех» – это финансовые институты, получившие специальную лицензию от Центробанка на кредитно-депозитную деятельность.

 

Балансовый отчет банка – это финансовый документ, отражающий финансовое состояние банка на определенный момент. В нем учитываются активные и пассивные операции банка, которые отражены в соответствующих разделах отчета.

Активные – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся у них денежные ресурсы. Операции учитываются в разделе «Активы» балансового отчета банка.

Пассивные – операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения активных операций. Операции учитываются в разделе «Обязательства и собственный капитал» балансового отчета.

 

В разделе «Активы» балансового отчета Центробанк учитывает: золотовалютные резервы; кредиты банкам; государственные ценные бумаги; прочие активы банка (имущество).

В разделе «Обязательства и собственный капитал» Центробанк учитывает: собственный капитал банка; вклады коммерческих банков; обязательства по зарубежным операциям; депозиты правительства; наличность в обращении.

 

В разделе «Активы» балансового отчета банк учитывает: стоимость имущества банка; резервы; инвестиции; корреспондентские счета; ссуды (кредиты); кассу (кассовые остатки, наличность в сейфе) и др.

В разделе «Обязательства и собственный капитал» банк учитывает: собственный капитал банка (акционерный капитал, нераспределенная прибыль банка и др.); срочные и бессрочные депозиты фирм и населения; расчетные счета клиентов.

 

Норма обязательных резервов (rr) – это процент от объёма депозитов (D), который банк должен держать на счету в Центробанке: , где Rr– обязательные резервы банка

 

Обязательные резервы банка выполняют функции: 1) частичное страхование вкладов в случае банкротства коммерческого банка; 2) контрольно-регулирующая. Для Центробанка эти резервы выступают пассивами, которые запрещено передавать в кредиты другим коммерческим банкам.

Выполняя традиционные операции, банки опосредуют процесс создания денег, эмитируя в процессе своей деятельности платёжные средства.

Первоначальный взнос денег в банковскую систему в размере D1вызывает мультипликативный эффект. Применив формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии при знаменателе меньше единицы, получим сумму кредитно-денежной эмиссии банковской системы:

 

Банковский (депозитный) мультипли­катор (mb) – коэффициент, показывающий кратность максимального увеличения объёма депозитов коммерческими банками при заданной денежной базе:

 

Общее количество безналичных денег в обращении, создавае­мое банковской системой (МSобщ.) или ссудный потенциал банковской системы:

МSобщ.=D1× mb.

 

Избыточные резервы (Re) – это резервы банков сверх обязательных резервов, которые служат источником функционирования банка и получения им прибыли

 

Количество вновь созданных денег банковской системой (МSнов.) в виде текущих (чековых) вкладов:

МSнов.=Re × mb.

 

При изменении первоначально внесенных наличными депозитов изменение денежного предложенияMSобщ.) опре­деляется следующим образом:

ΔMSобщ.=ΔD × mb.

 

При изменении объема избыточных резервов Re), предоставляе­мых в качестве кредита, в результате повышения ликвидности банка, покупки или продажи государственных ценных бумаг из­менение денежного предложения определяется по формуле:

ΔMSобщ.=ΔRe × mb.

 

При изменении Центральным банком нормы обязательных резервов изменение денежного предложения определяется по формуле:

ΔMSобщ.=MSобщ.2 - MSобщ.1 = D1 × (mb2-mb1).

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – это деятельность государства, направленная на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование денежно-кредитных инструментов

 

Денежно-кредитная (монетарная) политиказаключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которых регулируются денежно-кредитные процессы страны в целях: достижения экономического роста, сохранения устойчивого платежного баланса, стабильности цен, полной занятости ресурсов в экономике. Для достижения этих целей ЦБ, посредствам монетарной политики, регулирует величину денежной массы, ставку банковского процента и обменный курс национальной валюты.

При проведении монетарной политики Центробанк использует инструменты:

прямого регулирования – лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента; установление ориентиров роста денежной массы; информация кредитных учреждений об изменениях денежных агрегатов в связи с ростом объемов производства.

косвенного регулирования – изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки или ставки рефинансирования; операции на открытом рынке, то есть купля-продажа государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) на вторичном рынке; валютное регулирование; процентные ставки по операциям Центрального банка.

 

Таблица 13.2 – Основные инструменты денежно-кредитной политики

Изменениенормы обязательных резервов Центробанком оказывает воздействие на динамику денежного предложения
понижение резервной нормы повышение резервной нормы
1) увеличение возможности коммерческих банков кредитовать экономику; 2) увеличение предложения денег; 3) снижение процентов по кредитам; 4) рост спроса на заемные средства; 5) снижение уровня безработицы; 6) начало экономического роста 1) снижаются кредитные возможности коммерческих банков; 2) сокращается предложение денег; 3) растут проценты по кредитам; 4) снижается спрос на заемные средства; 5) сокращается уровень инфляции; 6) замедляется экономический рост
Учетная ставка(ставка рефинансирования) – это ставка, по которой Центробанк выдает кредиты (ссуды) коммерческим банкам
понижение учетной ставки повышение учетной ставки
1) рост объема заимствований у Центробанка; 2) расширение кредитных операций коммерческих банков; 3) снижение ставки по коммерческим кредитам; 4) рост предложения денег 1) сокращение объем заимствований у Центробанка; 2) уменьшение числа кредитных операций коммерческих банков; 3) рост ставки по коммерческим кредитам; 4) сокращение предложение денег
Операции на открытом рынке – это купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) на вторичном рынке
Центробанк скупает ценные бумаги у банков Центробанк продает ценные бумаги банкам
1) увеличиваются резервы коммерческого банка; 2) деньги поступают в банковскую систему, начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы; 3) растет спрос на ценные бумаги, что вызывает рост цен на них и снижение их доходности 1) сокращаются резервы коммерческого банка; 2) деньги выбывают из банковской системы, начинается процесс мультипликативного сокращения денежной массы; 3) падает спрос на ценные бумаги, что вызывает падение цен на них и повышение их доходности

 

В зависимости от экономической ситуации в стране кредитно-денежная политика Центробанка может иметь вид:

1. Политика дешевых денег или политика кредитной экспансии – проводится Центробанк в условиях рецессии с целью поддержания на определенном уровне ставки процента, чтобыдобиться роста объемов производства, сокращения уровня безработицы, снижения социальной напряженности в обществе. Для этого Центробанк: 1) понижает учетную ставку процента; 2) скупает ценные бумаги у банков; 3) понижаетрезервную норму.

2. Политика дорогих денег или политика кредитной рестрикции – проводится Центробанком в условиях высокой инфляции с целью поддержания на определенном уровне объема денежной массы, чтобы добитьсяснижения темпов инфляции. Для этого Центробанк: 1) повышает учетную ставку; 2) продает ценные бумаги банкам; 3) повышаетрезервную норму.

  13.2 Задания для практических занятий