Отдел (управление) внутренних дел района (города): структура и компетенция.

Городские ОВД осуществляют свою деятельность в условиях динамичной, быстро меняющейся

оперативной обстановки. Это связано с подвижностью,мобильностью населения, сосредоточением

значительного числа граждан в общественных местах,на транспорте, высоким уровнем миграции,

концентрацией маргинальных элементов, от которых с высокой степенью вероятности можно ожидать совершения преступлений.Реализация задач, решаемых ГОВД, требует

ресурсного обеспечения как традиционно существующими, так и создаваемыми службами и

подразделениями, а также временными структурными целевыми образованиями.

Основные направления деятельности ОВД в городах реализуются с помощью различных организационно-тактических форм. Сюда относятся: комплексное использование сил и средств по единой дислокации;привлечение к охране общественного порядка и общественной безопасности военнослужащих Минобороны, внутренних войск, ОМОНа, казачьих и других общественных формирований; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в

период общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.Специфика среды функционирования накладывает свой отпечаток на организационные структуры ГОВД.Здесь можно выделить ГОВД, обслуживающие города,

являющиеся республиканскими, краевыми, областными центрами, а также интенсивно развивающиеся курортные, туристические центры, портовые,пограничные города,

Свои особенности имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с

районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях осложнения

оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств,оптимально нее соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание исполнительской и управленческой деятельности УВД города.Сельские РОВД имеют свои трудности в оргштатном

построении (малочисленность личного состава, наличие служб, должностей, создание которых объясняется особенностями среды функционирования, например, подразделения по охране рыбных запасов; упрощенная структура управления). В сельской местности важное значение имеет служба участковых инспекторов милиции,представители которой находятся ближе к населению,имеют значительную по площади территорию обслуживания, решают более широкий по сравнению с городскими участковыми инспекторами круг задач.

Линейные управления, отделы, отделения внутренних дел являются основным звеном в системе

ОВДТ. Они повседневно обеспечивают общественный порядок и безопасность, ведут борьбу с преступностью на объектах транспорта.Линейные органы внутренних дел строят свою

оргструктуру в соответствии с Примерной моделью линейного уп-равления, отдела (отделения) внутренних дел на транспорте, утвержденной приказом МВД России № 420--1993 г.

Организационно-штатное построение линейных органов, в отличие от построения территориальных ОВД, имеет особенности, заключающиеся в наличии в составе криминальной милиции подразделения по борьбе с посягательствами на грузы, а в составе

милиции общественной безопасности – подразделения по досмотру.

В ЛОВД могут также создаваться линейные отделения внутренних дел и линейные пункты милиции (ЛПМ), а также оперативные заслоны милиции. Основания и порядок их создания, структура и правовой статус определены Типовым положением,утвержденным приказом МВД РФ № 140--1996 г.Множественность функций, специфичность среды функционирования, интенсивно меняющаяся обстановка обусловливают поиск и применение ОВДТ и

специфичных организационно-тактических форм в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

В последнее время органами внутренних дел на транспорте стали активно использоваться такие

специальные временные формирования, как оперативные заслоны, наряды по сопровождению

поездов (самолетов, судов), оперативно-поисковые группы, совместные дежурные части и

специализированные группы милиции и военизированной охраны транспортных ведомств,

посадочные группы и т. д. МВД России уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайлинорганов,повышению эффективности их работы. Тем не менее, в

организационной деятельности горрайлинорганов имеются проблемы, связанные с поддержанием

служебно-боевой готовности, повышением роли дежурной части как органа оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях,оперативным управлением силами и средствами,повышением профессиональной подготовки личного состава (в том числе поиск новых форм, методов работы по раскрытию тяжких преступлений),улучшением системы финансового, материально-технического, информационного и другого обеспечения.В настоящее время совершенствование управления горрайлинорганами осуществляется по следующим направлениям.

1. Четкая постановка целей, задач, определение приоритетных направлений деятельности.

2. Дифференцированное разграничение полномочий и ответственности по руководству подчиненными подразделениями со стороны МВД России, МВД, ГУВД,УВД, субъектов Федерации, горрайлинорганов.

3. Оптимальное соотношение начал централизации и децентрализации в управлении ОВД.

4. Укрепление правовых основ организации и функционирования ОВД.

5. Оптимизация организационных форм построения ОВД, расширение прав министров, начальников ГУВД,УВД, горрайлинорганов по корректированию оргструктур и перераспределению штатной численности.

6. Совершенствование процессов управления.

7. Создание надежной системы информационного обеспечения всех звеньев МВД России, особенно низового звена, обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами в соответствии с нормативами.

8. Максимальное использование положительно зарекомендовавших себя форм и методов оперативно-служебной, организаторской деятельности.

9. Улучшение стиля и методов управления.