Понятие, система и функции органов дознания в Российской Федерации.
Дознание это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Дознание является одной из двух форм предварительного расследования. Его производство основывается на том же зак-дат-ве, что и предварительное следствие. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинскихчастей и соединений, начальники военных
учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России,дознаватели органов Гос. противопожарной службы. По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами,следователями, адвокатами), дознание проводится следователями прокуратуры (ч. 3 ст. 150, ст. 447 УПК).И государственные органы, и должностные лица,
уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять дознание и другие
процессуальные полномочия, именуются органами дознания.Кроме того, выделяются отдельные должностные лица,на которых уголовно-процессуальный закон ввиду исключительности обстоятельств возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных
следственных действий, хотя и не называет их органами дознания (или дознавателями). К ним относятся следующие должностные лица:
капитаны морских и речных судов, находящихся в
дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по
месту нахождения данных партий и зимовок;
главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40, ст.157 УПК).
Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение
виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Органы дознания выполняют следующие уголовно-
процессуальные функции: дознание; производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий. Очевидно, расследование преступлений (в отличие от
органов предварительного следствия) не является единственной функцией органов дознания, хотя
производство дознания в их процессуальной деятельности занимает наибольший объем.
Успешное выполнение стоящих перед органами предвар-го расследования задач в области борьбы с преступностью, среди прочего, во многом определяется взаимодействием следователей с органами дознания. В органе дознания выделяются две процессуальные
фигуры руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание (дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. Полномочия дознавателя и начальника органа дознания регулируются соответствующими статьями УПК.
Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания,
уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными
процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания. Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают соответственно начальник органа
внутренних дел, начальник органа пограничной службы,начальник органа службы судебных приставов,начальник таможенного органа, а также руководители _____иных органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федральным законом полномочиями по
осуществлению оперативно-розыскной деятельности.Дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности. К дознавателю, которому предоставлено право принимать процессуальные решения, относятся не только
≪штатный≫ дознаватель, но и сотрудники других служб, на которых приказом начальника возложены полномочия органа дознания. В органах внутренних дел ими могут быть
оперативный уполномоченный уголовного розыска, отделов БЭП, участковый уполномоченный, инспектора службы безопасности дорожного движения. Органы внутренних дел — основной орган дознания,проводят дознание (в той или иной форме) по подавляющему большинству дел. Их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания, что позволяет считать органы внутренних
дел универсальным органом дознания. Они обязаны принимать заявления о любых правонарушениях. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях,
которые не требуют проведения оперативно-розыскных мероприятий, и дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, функционирующим в составе милиции Службы общественной безопасности.Командиры воинских частей и подразделений,начальники воинских учреждений и учреждений УИС сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателями наиболее подготовленных офицеров и
других сотрудников, контролируя их деятельность,утверждая основные решения по уголовному делу.В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура.Прокурор имеет право проверять угол. дела, нах-ся в
производстве органа дознания, давать по ним обяз-е для исполнения указания. Прокурор также расс-ет жалобы на незаконные действия органа дознания. Суды также расс-ют жалобы на незаконное и необосн.применение органом дознания меры процессуального пресечения