Вопрос 21: Государство в политической системе общества.

Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений, людей, базирующихся на различных формах собственности, отражающих интересы и волю различных слоёв социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через государство.

Структура политической системы:

Ø государство;

Ø политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и т.д.,

Ø политические отношения между элементами системы,

Ø политическое сознание,

Ø традиции политической жизни, политические нормы,

Ø политическая деятельность,

Ø правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы.

Государство – основной элемент политической системы, роль которого в том, что оно:

Ø представляет организацию всех граждан,

Ø обладает внутренним и внешним суверенитетом,

Ø является собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества,

Ø издаёт правовые нормы,

Ø осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть,

Ø обладает механизмом государственного принуждения.

Ø является единственной полновластной организацией для всей страны,

Ø определяет основы внутренней и внешней политики страны.

Основным фактором, влияющим на политическую систему, является государственная власть. Каждый элемент политической системы заинтересован в обладании государственной властью. В любом случае власть осуществляется через государство.

Политическая система зависит и от методов осуществления политической власти, следовательно, выделяются политические режимы:

Ø Демократические (либерально-демократические). Это наличие рыночной, товарно-денежной основы экономики, её саморегуляция, государство не руководит экономикой напрямую, человек является целью государства, а не средством решения проблем; признание прав и свобод человека, идеологическое разнообразие, политический плюрализм, нет тотального контроля государства за элементами политической системы, политическая система способствует полному раскрытию творческого политического потенциала,

Ø Недемократические (тоталитарные). Она характеризуется следующими признаками:распределительная система результатов труда, государство собственник основной массы средств производства, государство контролирует политическую жизнь, руководит СМИ, вмешивается в личную жизнь граждан, элементы политической системы подконтрольны государству, а само государство подчинено монопольно правящему классу. Цель такой политической системы стабилизация, консервация политической жизни. Это «азиатский способ производства», тоталитарные государства XX века, общества современных недемократических государств, иные формы обществ.

Ø смешанные. В некоторых обществах политическая система воплощает в себе черты демократических и недемократических политических систем.

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это обусловлено следующим.

1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. В то же время не что иное, как государство на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т.д. Прежде всего, через государство индивид «включается» в политическую систему общества. Вместе с тем, между государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, который резко обостряется, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества.

4. ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права, направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих интересы различного рода организаций и партий. В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке устанавливает «правила игры» для политических партий и объединений. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

5. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Однако только то государство может считаться демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека. Для политической системы общества важное значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени. Когда же возникают чрезвычайные ситуации, особая роль в разрешении их отводится государству. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

Лекции: В политической системе общества государство занимает центральное место и выполняет ведущую роль. Но, государство, играя важную роль в политических отношениях, тем не менее, не может подменять собой политическую жизнь всего общества. Государство занимает определенное место и выполняет роль в силу специфических признаков, присущих государству.

1) Государство официально представляет все общество.

2) Государство имеет постоянно действующий механизм, с помощью которого одновременно осуществляет управление делами общества и участие в политической жизни общества.

3) Государство принимает нормы (законы), которые носят общеобязательный характер в пределах территории государства и в пределах населения. Законы не сравнимы с корпоративными нормами (они носят локальный характер, действуют внутри данных общественных отношений).

4) Государство собственник, имеющий широкие материальные ресурсы (природные, человеческие).

5) Государство – собственник наиболее значимых имущественных объектов.

Формы взаимодействия Г с другими субъектами политической системы.

1. Государство по отношению ко всем общественным объединениям (а особенно политическим партиям) выполняет контрольные функции в виде регистрационной процедуры субъектов политической системы. В результате субъекты политической системы получают легальное (законное) положение.

2. Возможно взаимодействие совместного объединения усилий в решении определенных задач (Например: природоохранные меры).

3. Государство может делегировать определенные полномочия общественных объединений (Например: в сфере образования).