В родовом обществе. Потестарный характер власти.

Власть в социальном смысле более широкое понятие чем власть политическая, государственная. Государственная власть – это разновидность социальной власти. Власть в общесоциальном смысле слова есть сила сознательного подчинения одним другого, проявление воли участников отношений, функционирует только в социальной среде, в отношениях между людьми.

Власть – это возможность подчинять кого-либо. Она не может существовать вне сферы общественных отношений. Поскольку посредством власти обеспечивается доминирование кого-либо над кем-либо, тем самым осуществляется руководство людьми и социальными процессами. Стороны характеризуются по разному:

· подчинённая сторона

· доминирующая сторона.

Власть непрерывно воздействует на общественные отношения и проявляется в особом виде отношений – властеотношениях единство двух проявлений – передача (навязывание) воли властвующего субъекта подвластным), в которых чётко определены субъекты. Эти отношения являются волевыми:

· стремление навязать свою волю (она является важнейшим элементом любой социальной власти) другой стороне;

· стремление поддерживать отношения подчинённости;

· это отношения с соблюдением субординации;

· для обеспечения преобладающей роли необходимы материальные и иные средства.

Следующим структурным элементом является субъект власти. Это носитель властных отношений. Отвечает на вопрос кто осуществляет власть.

Объект власти. Иногда объект и субъект власти совпадают (например, первобытное общество, демократические режимы. В тоталитарных несовпадение)). Объектом власти являются люди.

Власть как социальная категория является необходимой функцией социального коллектива. Она существует в любом человеческом обществе, потому что власть – это средство порядка, управления, самосохранения и вследствие этого имеет положительную роль. Порядок в обществе необходимое условие. Он отражает достигнутый уровень организации человеческого общества, стабильность. Планомерность, слаженность различных явлений. Кроме того, от уровня порядка зависит состояние общественного и личного спокойствия, безопасности.

Социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – не политическая и политическая (государственная).

Социальная организация первобытных людей (кроманьонцев) характеризовалась общиной (малой локальной группой, кланом). Организация имела следующую структуру.

· Семейная община, построенная на основе родственных связей, которой руководили ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов (основа – родственные отношения).

· Семейные общины могли объединяться, но только на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации важных походов, коллективных охот (фратрия).

· Племяобъединение нескольких родственных фратрий.

Социальная организация первобытнообщинных обществ имела и властные институты:

Высшим органом власти являлось общее собрание, которое избирало старейшин семейной

и базируется на авторитете старейшин, их личных качествах, на силе привычки, понимании внутри, на возможности жесткого принуждения.

Знало такое общество и различные организационные формы разрешения споров – состязание самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения, социальные нормы:

ü обычаи, которые возникали в связи с общественной потребностью урегулировать отношения внутри племени

ü первобытная мораль

ü религиозные нормы

ü запреты-табу, инцесты, обязанности и права.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения общего характера, исторически сложившиеся вошедшие в привычку в результате многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Особенности обычаев:

· выражают интересы всех членов общества (закрепляли равенство);

· воспринимались как естественное явление природы (человек рождался, включался в систему обычаев, не ставил под сомнения обычаи);

· не было письменных носителей информации (из поколения в поколение передавались устно);

· не было специального аппарата принуждения;

· каждое племя имело свои обычаи, т.е. обычаи имели локальный характер);

· это нормы только первобытнообщинного строя;

· это примат группового начала над индивидуальным – они регулировали отношения между группами, племенами.

Обычаи имели различные виды и назывались мононормами, т.е. малодифференцированными правилами поведения, включающие в себя: мораль, этикет, и т.д.)

Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.