Главное отличие разведчика от шпиона – военная форма разведчика свидетельствует о его принадлежности к ВС своего государства.

Доброволецэто лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон, оно утрачивает статус лица нейтрального го­сударства, действия добровольца правомерным, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения.

Наемник - это лицо, которое 1) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; 2) фактически при­нимает непосредственное участие в военных действиях; 3) руководству­ясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, сущест­венно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа лич­ного состава ВС данной стороны; 4) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, по­стоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; 5) не входит в личный состав ВС стороны, находящейся в конфликте; 6) не послано государст­вом, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его ВС; 7) завербовано для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

Военные советники и инструкторыэто гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава ВС иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием. Их правовое положение не определено МП, оно определяется в двусторонних международных договорах. Военные советники и инструкторы не входят в состав ВС воюющих государств и по своему правовому положению приближаются к некомбатантам.

Воюющие некомбатанты.В Афганистане с одной стороны воюют силы государства, комбатанты, с другой - силы непризнанного правительства Афганистана, воюющие некомбатанты, талибы.Согласно Дополнительному протоколу I Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., ст.43 : «В случае конфликта ВС непризнанного правительства рассматриваются как комбатанты», ст.44: «если они попадают в плен , то подпадают под режим комбатантов»

Международный режим военнопленных, раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море во время межгосударственного конфликта.Режим данной категории лиц регламентируется, главным образом, Женевской конвенцией об улуч­шении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и Же­невской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море 1949 г.

Ранеными и больными счита­ются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицин­ской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. К этой категории относятся также роженицы, ново­рожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастного случая с перевозившим их суд­ном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Независимо от того, к какой воюющей стороне они принадлежат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возможной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь. Оказавшись во власти противника, раненые, больные и потерпев­шие кораблекрушение считаютсявоеннопленными, и к ним приме­няются нормы МП, касающиеся военнопленных.

Во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать ра­неных и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство). Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться согла­шения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать ране­ных, оставшихся на поле боя, и произвести обмен ими.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности оказавшихся в их власти раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти данные должны быть доведены до сведения национального справочного бюро по делам военнопленных для передачи их державе, за которой числят­ся эти лица, через центральное агентство по делам военнопленных, подлежащего учреждению в нейтральной стране.

Запрещается добивать или истреблять раненых, больных, потер­певших кораблекрушение, преднамеренно оставлять их без медицин­ской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их за­ражения, подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечь­ям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки, кроме случаев, когда это оправдано состояни­ем здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нор­мам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургиче­ской операции. Сторона, принужденная оставить неприятелю ране­ных или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это по­зволят военные условия, часть своего санитарного персонала и снаря­жения для содействия уходу за ними.

Во время австро-итало-французской войны (1859г.) швейцарский гражданин Анри Дюнан организовал помощь раненым после битвы под Сольферино. Его книга «Воспоминание о Сольферино» пробудило общественное сознание. В 1863 году был создан Международный комитет помощи раненым, сегодня это – Международный Комитет Красного Креста. МККК – неправительственная (частная) нейтральная швейцарская организация, основатель движения Красного Креста; одна из задач его деятельности – всемерное содействие соблюдению Женевских конвенций. Во время вооруженных конфликтов он предоставляет защиту и помощь жертвам, как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения. Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основан на 4-х Женевских конвенциях 1949 года и на Дополнительных проколах I и II 1977 г. к ним, а также на Уставе

МККК играет большую роль в кодификации международного гуманитарного права, при его активном участии были разработаны 4 Женевские конвенции 1949 г. (“Об обращении с военнопленными”, “О защите гражданского населения во время войны”) о защите жертв войны и Дополнительные проколы I и II 1977 г. к ним. В России имеется представительство МККК – Московская делегация МККК.

 

78. Правовой режим военной оккупации.

 

Военная оккупация — это временное занятие в ходе вой­ны вооруженными силами одного государства территории дру­гого государства и принятие на себя управления этими тер­риториями.

Согласно нормам международного права, оккупированная территория юридически продолжает оставаться территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактического перехода власти из рук за­конного правительства к военным властям, занявшим террито­рию, эти власти обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны устанавливает, что лица, находящиеся на окку­пированной территории, имеют право на уважение их лично­сти, чести, семейных прав, религиозных убеждений.

Оккупирующему государству не разрешается упразднять :на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе только приостановить действие тех местных законов, которые не отве­чают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные ,акты, если это необходимо для поддержания общественного порядка. Издаваемые оккупирующей державой уголовно-правовые акты вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его языке.

Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности; при­знается противоправным уничтожение движимого или недви­жимого имущества, представляющего индивидуальную или кол­лективную собственность частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций.

От режима военной оккупации следует отличать режим послевоенной оккупации как меры ответственности государ­ства за агрессию (например, режим оккупации в Германии и Японии, начиная с. момента их безоговорочной капитуляции в 1945 г. и до отмены такого режима, который был основан на специальных международно-правовых актах).

 

 

79. Правовой режим раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил.

 

См. вопрос 78.

 

80. Средства и методы ведения войны.

 

Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные международным правом. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).

Международное право запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

· яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

· средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

· любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т.д.); мины, мины-ловушки и другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

· другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

· осуществление геноцида на захваченной территории; предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады;

· бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).

В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в международном праве вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

 

 

81. Окончание войны и ее правовые последствия.

 

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие - временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненых, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).

Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме международного права нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.

Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.

 

 

82. Право окружающей среды. Общая характеристика.

 

МПОС – это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП по поводу охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Становление отрасли МПОС можно в полной мере связать с проведением первой Конференции ООН по окружающей человека среде в Стокгольме в 1972 г. На этой Конференции была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая призвана координировать международную деятельность в области охраны окружающей среды, осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды, развивать и кодифицировать МПОС, содействовать разработке программ рационального использования природных ресурсов с особым учетом интересов развивающихся стран, оказывать им техническую помощь в этой области.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она приняла Декларацию Рио-де-Жанейро, в которой развиваются принципы Стокгольмской декларации, а также Принципы о защите леса и Повестку дня на 21 век, в которой предлагается программа действий для всех правительств в разных областях охраны окружающей среды на период 1993-2000 гг. и далее в 21 веке.

Основным источникомправа в области МПОС является международный договор. Это объясняется прежде всего тем, что положения об охране окружающей среды могут включать в себя определенные технические и физические параметры и характеристики либо опираться или ссылаться на такие параметры или характеристики. Такие положения требуют четкого и ясного изложения, которое возможно только в случае заключения международного договора. Вместе с тем международно-правовой обычай играл и продолжает играть определенную роль в развитии МПОС и формировании его принципов – основополагающих норм этой отрасли МП. Мягкие нормы. Внутреннее право.

 Основополагающим принципом МПОС является принцип, согласно которому государства не должны в результате деятельности в рамках их юрисдикции или контроля причинять ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Этот принцип был сформулирован на Стокгольмской конференции (Принцип 21), однако он уходит своими корнями в принцип римского права. Этот принцип является обычно-правовым принципом.

 Другим основополагающим принципом МПОС является принцип государственного суверенитета над своими национальными природными ресурсами. Он, в сущности, является выражением принципа государственного суверенитета, представляющего собой часть общего МП. На специальном выделении этого принципа в области окружающей среды настаивали развивающиеся государства, добивающиеся независимости от богатых государств в деле освоения собственных ресурсов.

В МПОС складывается принцип, согласно которому государства обязаны уведомлять другие государства о чрезвычайных обстоятельствах или стихийных бедствиях, которые могут привести к вредным для окружающей среды последствиям. Этот принцип включен в такие договоры как Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др.

Выделяется принцип, согласно которому государства должны консультироваться с другими заинтересованными государствами относительно планируемой им деятельности, которая может иметь потенциально неблагоприятные трансграничные последствия. Названный принцип, к примеру, содержится в Конвенции о ядерной безопасности 1994 г.

В настоящее время складывается принцип предусмотрительного подхода, согласно которому государства должны относиться осмотрительно к проведению такой деятельности или осуществлению такого проекта, которые могут потенциально привести к ущербу для окружающей среды, несмотря на отсутствие полной научной обоснованности того, что такой ущерб действительно будет причинен. Этот принцип содержится в Преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., в Бамакской конвенции о запрете импорта в Африку опасных отходов и о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов в пределах Африки 1991 г.

Брюссель 1913 г. – 1-я конференция. 60-70-е гг. – НТР:

1 этап – до Стокгольмской конференции ООН - июнь 1972 г. 2 этап – от 1972 г. до конференции в Рио-де-Жанейро – июнь 1992 г. 3 этап – после 1992 г. до сентября 2002 г. (Йогансбург).

3 группы конвенций:

1) конвенции общего характера – регулируют отношения в различных сферах (Конвенция по морскому праву).

2) рамочные конвенции – общие принципы охраны среды (Стокгольм, Рио-де-Жанейро).

3) конкретные нормы поведения государств (Киотский протокол – вступил в силу в 2005 г.).

Региональные конвенции – охрана Балтийского моря.

 

 

83. Охрана планетарной среды и космического пространства.

 

Космическое пространство – обширная территория, простирающаяся от внешней границы воздушного пространства (~100-110 км от поверхности Земли) до пределов лунной орбиты – т.н. ближний космос, и за ее пределами, т.е. далее 384 тыс. км – дальний космос.

Космическое право – отрасль МП, совокупность юридических принципов и норм, которые определяют правовой режим космического пространства, и определяет порядок деятельности государств в этой области.

1958 – 13 сессия ГА ООН, принято решение о разработке норм космического права.

1963 – Декларация о принципах деятельности государств в космическом пространстве (рекомендательный характер).

Основными источниками международного космического права являются международные договоры.В их числе

1.Договор о прин­ципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), открыт для подписания в Вашингтоне и Москве.

2.Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968

3.Конвенция о международной от­ветственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности),

4.Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.,

5.Соглаше­ние о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне),

6.региональные и двусторонние соглаше­ния между государствами, между государствами и международными организациями.

Важную роль в регулировании правового режима космического пространства играют также Договор о запрещении испытаний ядер­ного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и др.

Основные источники: конвенциональные, обычные, мягкое право (Unispace), национальные нормы.

Основные принципы. Правовой режим распространяется на: сам космос и небесные тела плюс на космические объекты сделанные человеком, плюс деятельность государств в космосе. Есть комитет ООН по Космосу. ЮНИСПЕЙС – три конференции, последняя в 1999. Применимость в этой сфере всех основных принципов МП.

Согласно Договору 1967 г. «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоениюни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

Космическое пространство и небесные тела открыты дня исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космические станции могут эксплуатироваться совместно, но они принадлежат тем странам, где они зарегистрированы.

Разработаны нормы о спасении человека в космосе.

Деятельность в космосе должна соответствовать МП, включая устав ООН. Государства обязаны учитывать интересы других государств, избегать вредного загрязнения космического пространства и небесных тел.

Запрещено выводить в космос и размещать там ЯО и ОМУ, проводить их испытания (хотя есть возможность пролета через космос ракет, и размещение обычного оружия). Луна и небесные тела должны использоваться в мирных целях.

Луна и другие небесные тела объявлены общим наследием человечества.Запрет национального присвоения небесных тел распространяется на их поверхность, недра и природные ресурсы и действует в отношении государств, МОРГ, юридических и физических лиц.Нормы, установленные в отношении Луны (демилитаризированный режим) действуют и в отношении орбит траекторий полета к Луне и вокруг Луны. Соглашение о Луне 1979 г. детально регламентирует порядок осуществления научных исследований на Луне, но ведущие космические страны в нем не участвуют.

Одной из проблем международного космического права является проблема высотного разграничения воздушного и космического пространств. Определенной границы между ними не существует. Ни МП, ни национальные законодательства государств не содержат норм, устанавливающих границу между этими пространствами. Этот вопрос продолжитель­ное время остается в повестке дня Комитета ООН по космосу.

Практика государств подтверждает существующее в доктрине мнение о том, что складывается обычная норма, согласно которой суверенитет государства не распространяется на пространство, находящееся выше орбиты наименьшего перигея искусственного спут­ника Земли (эта высота составляет приблизительно 110—140 км над уровнем океана). Ряд государств (в том числе и Россия) предлагают принять договорную норму, определяющую, что космическое про­странство начинается с высоты 100—110 км над уровнем океана. При этом за космическими объектами при выводе их на орбиту и возвращении на Землю сохраняется право «безвредного (мирного) пролета» над территориями иностранных государств и на более низких высотах. Такая норма позволила бы определить пространственную сферу, на которую распространяется правовой режим космического про­странства.

Деятельность неправительственных юридических лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под наблюдением соответствующего государства. Разрешается деятельность в космосе МОРГ.

Если чужой спутник упал на территорию другого государства, необходимо платить за нанесенный ущерб.

Существует проблема засорения космоса отработанными космическими аппаратами.

Латинские страны недовольны вещанием американских спутников на их территорию.

Особое значение имеет область орбит так называемых геостаци­онарных спутников.Это часть космического пространства, отсто­ящая от поверхности Земли на расстоянии примерно 35 800 км и находящаяся в плоскости земного экватора(такое пространствен­ное кольцо также называют геостационарной орбитой или геоста­ционарным пространством).

Геостационарные спутники обладают рядом особенностей. Пе­риод обращения их вокруг Земли равен земным суткам, что обеспе­чивает постоянное положение спутника над определенной точкой земного экватора. При этом в видимости спутника находится треть площади поверхности Земли. Это создает оптимальные условия для некоторых прикладных видов космической деятельности (напри­мер, для использования спутников связи, телевизионного вещания, метеорологического наблюдения и др.). Вследствие этого более половины всех существующих спутников расположены на геостацио­нарной орбите. Однако в этом пространстве можно разместить лишь ограниченное число спутников, поскольку при близком их расположении друг к другу бортовая радиоаппаратура может создавать взаимные помехи. Все это явилось причиной для дискуссии относительно правового режима этой части косм. пространства. Этот вопрос обсуждается в Комитете ООН по космосу и в настоящее время. В 1976 г. семь экваториальных стран (Колумбия, Эквадор, Индонезия, Конго, Уганда, Заир, Кения) выдвинули претензии на геостационарную орбиту, в 1978 это было рассмотрено в ООН, отклонили.

Вместе с тем определенная координирующая работа по экономному использованию геостационарного пространства проводится Международным союзом электросвязи (МСЭ). Устав МСЭ 1992 г. определяет, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и частотам разным странам, учитывая при этом особенности географического положения некоторых государств и особые потребности развивающихся стран. С целью рационального использования ресурса геостационарной орбиты и избегания взаимных радиопомех в рамках МСЭ проводят­ся согласование, выделение и регистрация радиочастот и орбиталь­ных позиций для заявляемых различными государствами геостацио­нарных спутников. При этом в отношении выделения орбитальных позиций нельзя говорить как об их национальном присвоении.

В 1992 г. ГА ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии (ЯЭИ) в космическом пространстве. Использование ЯЭИ в космосе должно ограничиваться лишь теми космическими полетами, которые не могут осуществляться без ЯЭИ. В целях недопущения падения на Землю космических аппаратов, имеющих ЯЭИ, установлено, что такие спутники могут использоваться в ходе межпланетных полетов и на достаточно высоких орбитах, а на низких околоземных орбитах – при условии хранения отработавших объектов на достаточно высоких орбитах.

 

Планетарная среда