Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
В практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, оказываются неурегулированными действующим законодательством, то есть имеет место пробел.
Пробел в праве— это полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм) в отношении обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и требуют юридического воздействия.
В зависимости от степени неурегулированности правом общественных отношений можно выделить такие виды пробелов, какпробел в законодательстве, пробел в законе (отсутствие совокупностинорм, отдельной правовой нормы, ее части, определенного нормативно-правового предписания). Различают пробелы первоначальныеи последующие. Основанием такого деления служит времяих проявления.
Необходимо отличать пробелы в праве от иных сходных с ними явлений, так как они требуют различных действий со стороны компетентных органов. Так, пробелы в праве необходимо отличать от «неясных» правовых норм, неясность которых устраняется путем толкования, от случаев квалифицированного молчания законодателя, когда
он намеренно оставляет вопрос открытым, воздерживается от принятия нормы, относя решение дела за пределы законодательной сферы. Пробелы в праве необходимо также отличать от «ошибок в праве».
Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.
Устранение пробелов в праве возможно только путем дополнительного правотворчества.
Преодоление пробелов в праве — это специфическая форма применения права, при которой юридическое дело решается в соответствии с волей законодателя, не нашедшей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях.
Дискуссионным в науке является вопрос о возможности преодоления пробела в ходе правоприменения при отсутствии нормативных правовых актов. Наиболее распространеннымв науке и, на наш взгляд, наиболее верным являетсяподход, согласно которому преодоление пробела не требует издания нового нормативного акта, а поэтому, опираясь на общийсмысл и начала законодательства, субъект правоприменения прирассмотрении индивидуализированного юридического казуса самнаходит необходимое решение.