Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.

Правотворчество характеризуется тем, что:

- оно представляет собой активную, творческую, государственную процессуальнуюдеятельность;

- основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативныхактах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

- научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

- профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

- демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

- гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Правотворчество неоднородно. В зависимости от субъектовправотворчество подразделяется на:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

В литературе называют разное число стадий – от трех до шести – девяти. Так, в учебнике В.В. Лазарева и С.В. Липень «Теория государства и права» (М., 1998) выделены три основные стадии: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие.

В.М. Сырых называет шесть стадий:

1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;

2) подготовка проекта нормативного правового акта;

3) рассмотрение его правотворческим органом;

4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;

5) принятие акта;

6) опубликование акта.

Ю.А. Тихомиров насчитывает девять стадий:1) выявление потребности в правовой регламентации общественных отношений; 2) определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного правового акта; 3) принятие решения о его подготовке; 4) разработка концепции акта; 5) подготовка проекта акта; 6) предварительное рассмотрение проекта акта; 7) общественное обсуждение проекта; 8) официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур; 9) принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу.