Согласование условий проведения аудита налогообложения.
Прежде чем приступить к выполнению специального аудиторского задании по проверке налогообложения клиента аудиторская организация должна удостовериться в том, что с руководством аудируемого лица достигнуто взаимопонимание по следующим основным вопросам:
• цель выполнения специального аудиторского задания;
• характер предстоящей работы;
• содержание итоговых документов;
• состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.
Цель задания согласуется с содержанием соответствующего вида сопутствующих аудиту услуг и зависит от его формулировки. Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам содержится в приложении I к Методике аудиторской деятельности.
Характер предстоящей работы описывается в специальном задании на проведение аудита налогообложения, где указывается, в отношении каких налогов будет проводиться аудит, какой период времени будет охвачен проверкой, на что будет обращено особое внимание аудитора в зависимости от вида сопутствующей аудиту услуги и цели ее оказания.
Содержание итоговых документов, которые должен будет составить аудитор по результатам проверки, следует описывать в специальном задании. Делать что необходимо достаточно подробно, чтобы избежать в дальнейшем претензий со стороны клиента. Формулировать требования к документам надо таким образом, чтобы избежать неоднозначности в понимании их формы и содержания.
Состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами аудита налогообложения, может несколько отличаться от того, который традиционно упоминается в числе пользователей информации о проведении обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отчет и заключение аудитора по результатам аудита ФБО в первую очередь представляется учредителям (собственникам) аудируемого лица и информирует их о мнении аудитора в отношении достоверности финансовых данных за отчетный год. При этом итоговая часть аудиторского заключения не носит конфиденциальный характер и должна быть доведена до всех заинтересованных лиц: акционеров, инвесторов, налоговых органов, кредиторов, работников организации и др.
Информация о результатах аудита налогообложения представляется лицу, заказавшему проверку; учредителям (собственникам) аудируемого лица; руководству аудируемого лица.
2. Предварительное планирование аудита налогообложения.
На подготовительном этапе аудита налогообложения происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До заключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Предварительное планирование аудита производится на этапе решения вопроса о выборе клиента до принятия на себя аудиторской организацией каких-либо обязательств и до вступления с клиентом в договорные отношения.
При планировании аудита аудиторской фирме следует выделить следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы, характер деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Только в результате предварительного изучения экономического субъекта можно определить примерный объем, сложность, продолжительность аудита и, следовательно, стоимость аудиторских услуг.
Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает:
а) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
6) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
в) проверку методики исчисления налоговых платежей;
г) правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
д) оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
е) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение данных процедур позволит рассмотреть специфику основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений предприятия.
При исследовании аспектов деятельности экономическою субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор должен установить, насколько ему необходима консультация того или иного специалиста или привлечение последнего в качестве эксперта.
В целом на этапе предварительного планирования аудиторская организация должна иметь достаточно полную информацию об экономическом субъекте. Для этого аудиторская организация должна документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта, которые могут быть применены при повторных аудиторских проверках данной организации.