Согласование условий проведения аудита налогообложения.

Прежде чем приступить к выполнению специального аудиторского задании по проверке налогообложения клиента аудиторская организа­ция должна удостовериться в том, что с руководством аудируемого лица достигнуто взаимопонимание по следующим основным вопросам:

• цель выполнения специального аудиторского задания;

• характер предстоящей работы;

• содержание итоговых документов;

• состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами ра­боты.

Цель задания согласуется с содержанием соответствующего вида сопутствующих аудиту услуг и зависит от его формулировки. Пример­ный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам содержится в прило­жении I к Методике аудиторской деятельности.

Характер пред­стоящей работы описывается в специальном задании на проведение аудита налогообложения, где указывается, в отношении каких налогов будет проводиться аудит, какой период времени будет охвачен провер­кой, на что будет обращено особое внимание аудитора в зависимости от вида сопутствующей аудиту услуги и цели ее оказания.

Содержание итоговых документов, которые должен будет составить аудитор по результатам проверки, следует описывать в специальном задании. Делать что необходимо достаточно подробно, чтобы избежать в дальнейшем претензий со стороны клиента. Формулировать требова­ния к документам надо таким образом, чтобы избежать неоднозначно­сти в понимании их формы и содержания.

Состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами ауди­та налогообложения, может несколько отличаться от того, который традиционно упоминается в числе пользователей информации о про­ведении обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти. Отчет и заключение аудитора по результатам аудита ФБО в первую очередь представляется учредителям (собственникам) аудируемого лица и информирует их о мнении аудитора в отношении достоверно­сти финансовых данных за отчетный год. При этом итоговая часть ау­диторского заключения не носит конфиденциальный характер и долж­на быть доведена до всех заинтересованных лиц: акционеров, инвесто­ров, налоговых органов, кредиторов, работников организации и др.

Информация о результатах аудита налогообложения представляет­ся лицу, заказавшему проверку; учредителям (собственникам) аудируемого лица; руководству аудируемого лица.

 

2. Предварительное планирование аудита налогообложения.

На подготовительном этапе аудита налогообложения проис­ходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До заключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Предварительное планирование аудита производится на эта­пе решения вопроса о выборе клиента до принятия на себя аудиторской организацией каких-либо обязательств и до вступления с клиентом в договорные отношения.

При планировании аудита аудиторской фирме следует выделить следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана ауди­та; подготовка и составление программы аудита.

Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают уч­редительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать бе­седы с руководителем и специалистами организации, проведе­ние экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы, характер деятельности организа­ции и результаты ее работы за исследуемый период.

Только в результате предварительного изучения экономиче­ского субъекта можно определить примерный объем, сложность, продолжительность аудита и, следовательно, стоимость аудитор­ских услуг.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта включает:

а) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;

6) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

в) проверку методики исчисления налоговых платежей;

г) правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

д) оценку документооборота и изучение функций и полномо­чий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

е) предварительный расчет налоговых показателей экономи­ческого субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть специ­фику основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообло­жения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений предприятия.

При исследовании аспектов деятельности экономическою субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор должен установить, насколько ему необходима консультация того или иного специалиста или привлечение последнего в качестве экс­перта.

В целом на этапе предварительного планирования аудитор­ская организация должна иметь достаточно полную информацию об экономическом субъекте. Для этого аудиторская организация должна документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта, которые могут быть применены при повторных аудиторских проверках данной организации.