Формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию---
Налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений в этот резерв
Формирование резерва расходов на ремонт основных средств--- Нормативы отчислений налогоплательщик утверждает самостоятельно
Формирование резерва на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год-- Налогоплательщик вправе создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год
Формирование резерва на расходы на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов--- Налогоплательщик - общественная организация инвалидов (соответствующий требованиям ст.264 НК РФ) вправе создавать резерв под расходы на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, на срок не более 5 лет
Метод отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам---По выбору налогоплательщика возможно признание процентов по долговым обязательствам, используя один из методов:
по среднему уровню процентов, взимаемых по долговым обязательствам на сопоставимых условиях в том же квартале;
в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза - по рублевым долговым обязательствам, на 15% - по обязательствам в иностранной валюте
Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг--- Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг1. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО)2. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).По стоимости единицы
Метод распределения дохода при методе начисления--- Налогоплательщик вправе самостоятельно установить принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг):1. Равномерно2. Пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете3. Иной экономически обоснованный метод
Критерии отнесения затрат к тем или иным группам расходов--- При наличии затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе отнести такие расходы
Порядок исчисления налога и авансовых платежей---Налогоплательщик вправе:
1. Перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом система уплаты авансовых платежей остается неизменной в течение налогового периода2. Не переходить на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли
Показатель, применяемый для определения доли прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения---Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, вправе выбрать в качестве показателя, используемого для определения доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение:
1. Среднесписочную численность работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества
2. Сумму расходов на оплату труда
Используя все описанные возможности, предоставляемые учетной политикой для снижения налоговых платежей, организации необходимо позаботиться о том, чтобы применяемые методики не вступали в противоречие с основополагающими принципами разработки и функционирования учетной политики. Кроме того, нельзя забывать о том, что каждое принимаемое решение в отношении управления деятельностью организации, а, следовательно, влияющее и на финансовые результаты деятельности, связано с риском ошибок. Поэтому выбор методики ведения учета финансово-хозяйственной деятельности организации должен быть экономически целесообразен и обоснован соответствующими сравнительными расчетами. Особенно сложно бывает обеспечить последовательность применения учетной политики из-за существенных изменений как в хозяйственной жизни, так и в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения. Важно также находить оптимальное соотношение между интересами хозяйствующих субъектов и внешних пользователей отчетной информации.
Принятая какой-либо организацией учетная политика должна последовательно применяться ею из года в год. В связи с этим организация вовсе не должна каждый год издавать новый приказ об утверждении учетной политики. Просто по мере необходимости следует вносить в этот приказ поступающие изменения и дополнения.
Тем не менее, дополнение учетной политики возможно. Например, если организация не внесла в учетную политику какую-либо информацию, которую ранее считала несущественной, но которая впоследствии стала важной, ее можно и нужно внести в учетную политику.
Внесение изменений в учетную политику, в соответствии с ПБУ 1/2008}, возможно в следующих трех случаях:
- изменение законодательства РФ или изменение нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Изменение условий деятельности фирмы и соответствующие изменения в учетной политике могут быть связаны, например, с реорганизацией компании - слиянием, разделением, присоединением. Важно знать, что переносимые в отчетность текущего года данные за предыдущий год следует представить таким образом, будто новая учетная политика применялась и в прошлом году. Сделать это следует исходя из положений подпункта 20 и подпункта 21 ПБУ 1/98. Иными словами, надлежит сопоставить данные бухгалтерской отчетности. Все корректировки воспроизводятся только лишь в бухгалтерской отчетности, в учете же никаких записей делать не надо.
Согласно п. 12 ПБУ 1/2008 , любые изменения в политике ведения учета организации подлежат применению задним числом , то есть с начала отчетного периода.
В случае, когда изменения в учетной политике сильно повлияли на движение денежных средств организации, они в обязательном порядке подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008 ).
Помимо этого, согласно п. 15 ПБУ 1/2008 , организация должна ретроспективно применять все изменения в учетной политике. На практике данный метод заключается в корректировании входящего остатка по статье Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за самый ранний период, представленный в бухгалтерской отчетности, а также значений других связанных с корректировкой статей отчетности.
Если же отразить изменения учетной политики в отношении прошедших периодов нельзя, то использовать подобные изменения в учете следует в отношении только тех операций, которые осуществлялись уже после введения в действие измененного способа учета.
Согласно п. 21 ПБУ 1/2008 , после внесений изменений в учетную политику организация должна в пояснительной записке раскрыть:
- причину или причины, в силу которых произошли изменения учетной политики;
- непосредственно само содержание внесенного изменения;
- существующий порядок отражения последствий изменений в бухгалтерской отчетности;
- суммы корректировок, которые связаны с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности и за каждый из представленных отчетных периодов. В случаях, когда организация обязана раскрыть информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, которые предшествуют периодам, представленным в бухгалтерской отчетности.
В случае, когда раскрыть информацию по предшествующему периоду, представленному в отчетности, нельзя, можно пойти иным путем. Например, можно раскрыть данную информацию в пояснительной записке, где надо озвучить период, в котором начинается применение изменений.
Если произошло издание нового или изменение существующего нормативно-правового акта, то информацию о последствиях изменения учетной политики следует раскрывать и отображать согласно как раз тем нормам, которые предусмотрены в этом акте.