V. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ С ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Состав и социально-экономическое значение федеральных налогов и сборов

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.

Доходы бюджетов, согласно БК РФ, формируются из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и доходов целевых бюджетных фондов.

В настоящее время сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов. Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций субъектам, нуждающимся в финансовой поддержке.

Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Согласно ст. 13 НК РФ в состав федеральных налогов и сборов с организации включаются: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль; НДПИ; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; гос. пошлина.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.

Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две: фискальная и регулирующая. Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

Бюджетное устройство России предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17%.

Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов.

В сложившихся условиях необходимым условием функционирования налоговой системы выступает эффективная система налогового администрирования. Значимость налогового администрирования вытекает из того, что оно является составной частью процесса управления. Управление постоянный и мониторинг налоговых поступлений напрямую влияет на величину доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

 

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

 

В трехлетней перспективе 2013 - 2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2011 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям.

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Налог на прибыль организаций.

6. Налогообложение природных ресурсов.

7. Введение налога на недвижимость.

8. Налоговое администрирование.

Основная масса, администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета за 2012 год обеспечена поступлениями акцизов (46,7%), НДС (38,5%) и НДПИ (11,2%).

Плательщики налога и объект налогообложения. Возможность получения освобождения от уплаты НДС. Необлагаемые операции по НДС, применение льгот.Налоговые вычеты по НДС и условия их применения. Порядок определения налоговой базы. Ставки НДС и принципы их дифференциации. Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет.

 

 

2. НДС: назначение и характеристика элементов налогообложения, порядок уплаты

Введен с 1.01.1992 г.(взимался по ставке 28%).

Плательщики: организации; ИП; лица, перемещающие товары через таможенную территорию РФ.

Не являются плательщиками: физ. лица; лица, применяющие спец. режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

Объект налогообложения: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Освобождение от уплаты НДС: организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (р,у) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. Указанные положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Для подтверждения права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика организация должна представить выписку из бухгалтерского баланса, выписку из книги продаж и копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Уведомить инспекцию необходимо до 20 числа месяца, с которого используется освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Необлагаемые операции по НДС: операции социального характера (перевозка пассажиров транспортом общего пользования, культурно-зрелищные мероприятия, общественное питание),услуги по уходу за больными, престарелыми, предоставляемые государственными или муниципальными органами, реализация земельных участков, услуги скорой помощи, ритуальных услуг оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками и др. (п. 2, ст. 149 НК РФ). Освобождение от уплаты налога по операциям, указанным в п. 2 ст. 149 НК РФ, является обязательным, а по операциям указанным в п.3 ст. 149 (реализация предметов религиозного назначения, религиозной литературы, банковские операции, оказание услуг по страхованию…) можно отказать от освобождения при желании. Отказ возможен на срок не менее 1 года. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Вычеты по НДС: Налоговые вычеты, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов..

Вычеты суммы разницы, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Для принятия НДС к вычету необходимо выполнение следующих требований: - есть счет-фактура с выделенным НДС, - товары (работы, услуги) приняты к учету и будут использованы в деятельности, облагаемой НДС.

Налоговая база:

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

4. при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) - разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции;

5. при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров;

6. при передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога;

7. при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации;

В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Ставки:

0%, 10%, 18%, расчетная ставка (10/110 или 18/118). Ставка НДС 0 % применяется при экспорте товаров (при предоставлении в течении 180 дней подтверждающих документов). НДС по ставке 10 % рассчитывается при реализации: продовольственных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908; товаров для детей, перечисленных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908; периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением изданий рекламного или эротического характера), перечисленных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 41; лекарственных средств и медицинских изделий, перечисленных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 688.

Расчетные ставки (10/110,18/118) применяются в строго оговоренных случаях, когда:- перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;- налог удерживается налоговыми агентами; -реализуется имущество, приобретенное на стороне и учитываемое с налогом в соответствии с п.3 ст.154 НК РФ; - продается сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки в соответствии с п.4. ст. 154 НК РФ; - при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ;- передаются имущественные права (при уступке денежного требования новым кредиторам)

В общем случае налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, руководствуясь при этом п. 1 ст. 166 НК РФ, согласно которому сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со ст. ст. 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При раздельном учете сумма налога исчисляется несколько иначе - путем сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Иначе говоря, порядок исчисления НДС зависит от того, какие операции совершаются налогоплательщиком - облагаемые налогом только по одной ставке или по нескольким. В п. 4 ст. 166 НК РФ закреплены три основных правила исчисления общей суммы налога, которую налогоплательщик исчисляет по итогам каждого налогового периода: общая сумма налога определяется лишь по тем операциям, момент определения налоговой базы по которым лежит в рамках данного налогового периода; общая сумма налога исчисляется в отношении операций, осуществленных только на внутреннем рынке Российской Федерации, в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ; общая сумма налога определяется налогоплательщиком с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в данном налоговом периоде. Что касается «ввозного» НДС, по общему правилу налоговая база по операциям ввоза товаров определяется как сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации.

3. Акцизы: порядок исчисления и уплаты в соответствии с российским законодательством

Налогоплательщики: организации; ИП; лица, перемещающие товары через таможенную территорию РФ, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом.

Объект:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

5) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

12) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе передача произведенного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).

К производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями технических регламентов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации.

При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.

Перечень подакцизных товаров: 1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов,

3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

4) табачная продукция;

5) автомобили легковые;

6) автомобильный бензин;

7) дизельное топливо;

8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) прямогонный бензин

10) топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Необлагаемые операции: передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации; реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации; первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение; операции по передаче в структуре одной организации;

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.

Налоговая база:

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Расчетная стоимость реализованных (переданных) товаров исчисляется исходя из максимальных розничных цен. Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также ИП. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий. Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) уведомление о максимальных розничных ценах по каждому наименованию табачных изделий не позднее, чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены. Выручка в ин. валюте пересчитывается по курсу ЦБ РФ на дату реализации. С целью устранению схем минимизации выручки от реализации подакцизных товаров при применении адвалорных ставок налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров. По общему правилу применения налоговых вычетов, предусмотренному в статье 201 НК РФ, суммы акцизов принимаются к вычету только при условии их фактической уплаты и списания использованного подакцизного сырья на затраты по производству других подакцизных товаров. Причем если стоимость сырья была списана на затраты в одном периоде, а оплата за сырье произведена в другом, налоговые вычеты применяются в том периоде, когда сырье было оплачено.Акциз начисляется на дату реализации нефтепродуктов. Дата реализации определяется как день отгрузки (ст. 195 НК РФ). Налогоплательщик, который передает подакцизные товары, произведенные им из давальческого сырья, должен начислять акциз на дату подписания акта приема-передачи этих нефтепродуктов.

Налоговые вычеты: Сумма акциза по произведенному подакцизному товару уменьшается на сумму акциза, уплаченную при приобретении подакцизного сырья, во избежание двойного налогообложения.

- Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

- Суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его приобретении либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию, а также суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его производстве - при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья.

- Суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

- Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам на сумму акциза, исчисленную с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

-Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

- Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров и уплату соответствующей суммы акциза.

Ставки: При исчислении акцизов применяются специфические, адвалорные и комбинированные налоговые ставки. Специфические ставки устанавливаются в твердой сумме (в рублях и копейках за единицу измерения в натуральном выражении), адвалорные — в процентах к стоимости подакцизных товаров. В настоящее время адвалорные ставки акциза как таковые в чистом виде не применяются. Комбинированные, или смешанные, ставки состоят из двух частей: специфической и адвалорной. Такие ставки используются только при исчислении акциза на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы.

Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) спирта этилового (в том числе спирта-сырца), произведенного на территории Российской Федерации, или до совершения операции. При этом в целях настоящей статьи дата приобретения (закупки) этилового спирта определяется как дата его отгрузки продавцом.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза

Порядок и сроки уплаты: Акциз по подакцизным товарам нужно уплачивать равными долями в два срока: первый — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, второй — не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров (п. 4 ст. 204 НК РФ).Налогоплательщики представляют декларации по акцизам в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

 

4. Налог на прибыль: назначение и характеристика элементов налогообложения, порядок уплаты

Плательщики: российские организации; иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Объект:прибыль, полученная налогоплательщиком.Прибыль - это: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов; для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.

Налоговые ставки: - общая - 20% (18% в региональный бюджет(может быть снижена до 13,5), 2% в федеральный бюджет.); 10% - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок. По полученным дивидендам: 0% (рос. организация получающая дивиденды в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-м вкладом в УК выплачивающей организации, стоимость приобретения и (или) получения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей);9%(по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ); 15% (по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций).По гос. и муниц. ценным бумагам: 15%эмитированным после 1 января 2007 г.,9%эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 года; 0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года.

К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей.

Для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей.

Порядок исчисления: Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа: в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года; во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал; в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала); в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия). Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода. В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают: организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 000 000 рублей за каждый квартал, бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации, участники простых товариществ, инвесторы соглашений о разделе продукции, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежиуплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог. Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями:

 

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей и налога производят по месту своего нахождения без распределения по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Доля прибыли = средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.

Налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда.

Суммы авансовых платежей и налога, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и обособленные подразделения.

Сведения о суммах авансовых платежей и о суммах налога налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям и также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога в бюджеты субъектов и местные бюджеты не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

 

5. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль рос. организаций

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года.

Доходы: от реализации, внереализационные. Согласно статье 249 к доходам от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационные доходы: 1) от долевого участия в других организациях; 2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту; 3) в виде уплаты должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; 4) от сдачи имущества в аренду, лизинг; 5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; 6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; 7) в виде сумм восстановленных резервов; 8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных и др.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством, либо в соответствии с обычаями делового оборота иностранного государства, на территории которого произведены расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы: связанные с реализацией, внереализационные.Связанные с реализацией: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы.

Материальные: 1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); 2) на приобретение материалов, используемых: для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); 3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. 4) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели; 5) на приобретение работ и услуг производственного характера.

Расходы на оплату труда: любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Амортизация: перенесение по частям, по мере физического и морального износа, стоимости основных средств на стоимость. Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Для целей налогового учета организации начисляют амортизацию одним из методов (Ст.259 НК): линейный метод; нелинейный метод. Линейный метод применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8 - 10 амортизационные группы. К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять любой из методов. Выбранный метод не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации.

Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% для основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта либо когда объект выбыл из состава амортизируемого имущества. Сумма амортизации за один месяц определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации(1/n), n- срок полезного использования в месяцах.

Нелинейный метод-сумма амортизации за один месяц определяется исходя из произведения суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и норм амортизации. Сумма начисленной за один месяц амортизации определяется по формуле: А =(K /100) x B,где A - сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы); B - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы); k - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы). С месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости объекта, амортизация начисляется в следующем порядке: остаточная стоимость объекта фиксируется как базовая стоимость для дальнейших расчетов; сумма начисляемой за один месяц амортизации определяется путем деления базовой стоимости на количество месяцев, оставшихся до конца срока полезного использования.

Прочие расходы: расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта); расходы на командировки; расходы на юридические и информационные услуги и т.д.

Внереализационные расходы: на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества. в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, на организацию выпуска собственных ценных бумаг; связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг; в виде отрицательной курсовой разницы. в виде суммовой разницы; на формирование резервов по сомнительным долгам; на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств; связанные с консервацией и расконсервацией; судебные расходы и арбитражные сборы; в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций; на услуги банков; на проведение собраний акционеров; другие обоснованные расходы.

Доходы, не учитываемые для целей налогообложения: в виде имущества, полученного в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, применяющими метод начисления; взносы в капитал (фонд) организации; в виде имущества по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору; кредиты, займы или погашение заимствований; имущество, полученное в рамках целевого финансирования.

Расходы, не учитываемые для целей налогообложения: в виде сумм начисленных дивидендов; в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет; в виде взноса в уставный (складочный) капитал, в простое товарищество, расходы сверх нормативов и д.р.

При методе начисления доходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. По доходам, относящимся к нескольким периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов..
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности иным способом. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

В случае, если консолидированная группа налогоплательщиков понесла убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, ответственный участник такой группы вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы. Организация, являвшаяся участником консолидированной группы налогоплательщиков, после выхода из состава этой группы (прекращения действия этой группы):

1) не вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного указанной группой в период ее действия (на часть этой суммы);

2) вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного указанной организацией по итогам налоговых периодов (на часть этой суммы), в которых она не являлась участником консолидированной группы налогоплательщиков, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей. При этом срок в течение которого налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее, увеличивается на количество лет, в течение которых такой налогоплательщик являлся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

В случае, если организация, являвшаяся участником консолидированной группы налогоплательщиков, в период своего участия в указанной группе была реорганизована в форме слияния или присоединения, после выхода из состава указанной группы (прекращения действия этой группы) эта организация вправе также уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного организациями (на часть этой суммы), правопреемником которых является организация, вышедшая из состава группы, по итогам налоговых периодов, в которых такие реорганизованные организации не являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей.

В случае, если организация, являвшаяся участником консолидированной группы налогоплательщиков, в период своего участия в указанной группе была вновь создана путем разделения организации, после выхода из состава указанной группы (прекращения действия этой группы) эта организация также вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного организацией (на часть этой суммы), правопреемником которой является организация, вышедшая из состава этой группы, по итогам налоговых периодов, в которых такая реорганизованная организация не являлась участником консолидированной группы налогоплательщиков.

 

6. Отчисления в государственные внебюджетные фонды соц. Назначения

Плательщики:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2)ИП, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Начисляют и уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет соответствующего фонда в течение одного финансового года. Стоимость страхового года = МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы * тариф страховых взносов в соответствующий фонд * 12. Если плательщики начинают/прекращают осуществлять деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству отработанных календарных месяцев. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. Плательщики не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС. Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения с ФСС и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования.

Объект: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Не признается объектом обложения у организаций выплаты в пользу лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее ОП, расположенным за пределами РФ, а также по договорам гражданско-правового характера, заключенных с иностранцами для оказания услуг и выполнению работ.

База для исчисления:

Для организаций и ИП, производящих выплаты является сумма выплат, начисленных за расчетный период (календарный год). База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (в 2013 году = 568 000 рублей с учетом индексации). Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативу, указанному в 212-ФЗ.

1) государственные пособия, пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; компенсационные выплаты; с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях; с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов;

взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя; стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период; суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников, суточные при командировках и др.

Тарифы:

Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процентов;

Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2013 года - 5,1 процента;

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 0,0 процента.

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы: например, для тех, кто применяет ЕСХН и общественных организаций инвалидов в 2013 г. ПФ-21%, ФСС- 1,9% ФОМС-3,7% ТФОМС-1,2% (20,2%). Для тех, кто применяет УСН: ПФ 18%, ФСС-2,9%, ФОМС-3,1%, ТФОМС-2%(26%). Изменились также тарифы страховых взносов и для плательщиков – российских организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих производство и издание средств массовой информации. Теперь для них установлены следующие тарифы: в ПФР - 21,6%, в ФОМС - 3,5% (в 2012 году – 20,8% и 3,3% соответственно).

Начисление: Взносы исчисляются и уплачиваются отдельно в каждый внебюджетный фонд. Сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных плательщиками расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду обязательного социального страхования. В пределах расчетного периода плательщик вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду страхования в счет предстоящих платежей. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчислениеежемесячных обязат