Диспозиция как учение о композиционном построении речи. Методы изложения материала.

Второй этап классического риторического канона – диспозиция. Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.

Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

Структура выступления зависит во многом от метода изложения материала. В науке выделяют следующие методы:

1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а после подводит слушателей к обобщенным выводам;

2) дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале выдвигает какие-либо предположения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах;

3) метод аналогии – совпадение различных

явлений, событий, фактов. Обычно параллель

проводится с тем, что хорошо известно слушателям;

4) концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Ритор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5) ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор не возвращается к ней;

6) исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

При работе над главной частью следует уделить внимание логическим (обращенным к разуму слушателя) и психологическим (обращенным к чувствам) доводам. При этом самые сильные доводы принято располагать в конце речи.