Введение

А.А. Эльгаров, Л.В. Эльгарова, А.М. Кардангушева

ПРОПЕДЕВТИКА

КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Конспекты лекций

Часть 1

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве

учебного пособия для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования

 

 

Нальчик 2009


УДК 616. 1/6 – 0 07 (073.5)

ББК 54.1

Э 53

 

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Северо-Осетинской государственной медицинской академии

З.В. Хетагурова

доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой госпитальной терапии

Северо-Осетинской государственной медицинской академии

З.Т. Астахова

 

Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В., Кардангушева А.М.

 

Э 53 Эльгаров, А. А. и др. Пропедевтика клинических дисциплин [Текст] : конспекты лекций / А. А. Эльгаров, Л. В. Эльгарова, А. М. Кардангушева. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2009. – Ч. 1. – 205 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7558-0447-9.

ISBN 978-5-7558-0447-9

 

Учебное пособие содержит сведения о роли пропедевтики клинических дисциплин, методы обследования теравпетических больных и диагностики основных клинических синдромов, а также неотложных состояний при беременности.

Предназначено для учащихся медицинского колледжа.

УДК 616. 1/6 – 0 07 (073.5)

ББК 54.1

ISBN 978-5-7558-0447-9 ã Кабардино-Балкарский государственный университет, 2009

 


Введение

Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования. Во-первых, изучение пропедевтики клинических дисциплин предусмотрено для студентов-медиков всех специальностей. Это фундаментальная клиническая дисциплина, обеспечивающая становление клиницистов. Фельдшер обязан уметь распознавать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза. Во-вторых, формируя клиническое мышление, пропедевтика клинических дисциплин обеспечивает фельдшеру возможность при минимальном объеме исследований сформулировать предварительный диагноз на основании результатов субъективного и объективного (клинического) обследования и определить рациональную программу мониторирования (наблюдения) пациента, в т.ч. и выбор вариантов дополнительных исследований и консультантов, узких специалистов. В-третьих, пропедевтика («введение») – один из сложных разделов практической медицины, обширная и важная теоретическая и клиническая дисциплина, включающая в себя значительное число фундаментальных фактов, которые следует освоить и уметь интерпретировать, и не меньшее число прикладных сведений по разделам норм и патологий человека, требующих освоения на уровне умений и действий. В-четвертых, особенность обсуждаемой дисциплины состоит еще и в том, что она представляет собой первый из многочисленных клинических предметов на пути вчерашнего школьника к вершине медицинского образования. Иными словами, постижение пропедевтики – качественно новый этап в профессиональном становлении, начало общения с клинической, практической медициной, главным объектом всей будущей медицинской деятельности – с больным человеком; первое соприкосновение со сложными специфическими морально-нравственными и этическими вопросами медицинской деятельности, а также лечебно-профилакти­ческими учреждениями, разнообразной медицинской документацией (история болезни, амбулаторная карта и т.д.). В-пятых, пропедевтика – фундамент систематического (пожизненного) образования не только специалистов терапевтического профиля, но и всех клинических специальностей. Именно на кафедре пропедевтики внутренних болезней обеспечивается преподавание и обучение молодых людей основным клиническим методам, формирующим специалиста-медика, так называемым общеврачебным способам исследования больного человека, определяющим качество диагностики: умению опрашивать пациента, осматривать, пальпировать, перкутировать и аускультировать. Обеспечить достижение вышеуказанного возможно с учетом цели пропедевтики клинических дисциплин – формирования медико-психологи­ческого мировоззрения фельдшера на основе нижеследующих знаний и умений: иметь достаточное представление о понятиях «здоровье» и «болезнь», диагнозе (предварительном, окончательном, патологоанатомическом), семиотике заболеваний (знать происхождение и клиническое значение основных симптомов и синдромов), основных (клинических) и дополнительных методах обследования; уметь рационально использовать правила и принципы деонтологии и медицинской этики при наблюдении (обследовании и лечении) пациента, осуществлять клиническое обследование больного и простейшие дополнительные исследования, выявлять электрокардиографические признаки инфаркта миокарда и нарушений ритма сердца, подготовить пациента к дополнительным методам обследования и интерпретировать результаты лабораторных, функциональных, иных вспомогательных методов дообследования, оформлять основные медицинские документы – историю болезни, амбулаторную карту.

Пропедевтика (рropaideuo – предварительно обучать) – вводный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение методам клинического обследования больного, семиотике болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности фельдшера и врача на основе медицинской деонтологии.

Основная цель пропедевтики клинических дисциплин – обучение студентов методике клинического обследования больных: технике непосредственного клинического исследования, симптоматологии болезней, основам дополнительных (лабораторных и инструментальных) методов исследований; знакомство с общей методологией диагноза, принципами предупреждения и лечения заболеваний, основными положениями валеологии – науки о здоровом образе жизни; изучение вопросов врачебной деонтологии.

Деятельность медицинского работника – это, прежде всего, общение с больным человеком, умение выявлять болезнь и назначать адекватное лечение. В связи с этим одной из основных задач пропедевтики клинических дисциплин в системе среднего медицинского образования считается освоение методов диагностики заболеваний. Известно: «кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит». Учение о методах выявления заболеваний и оценки состояния пациента с целью определения программы лечения и профилактики называется диагностикой. Итогом диагностического процесса считается формулирование диагноза болезни. Диагноз (diagnosis – распознавание) – это краткое медико-психологическое заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в терминах современной медицинской науки и клинической практики. Медицинское заключение (диагноз) оформляется на заболевание, физиологическое состояние (беременность) или на причину смерти. Диагностика как основной предмет изучения пропедевтики клинических дисциплин складывается из трех основных разделов: 1) медицинская (врачебная) техника, включающая методы клинического наблюдения и дополнительного исследования; 2) семиотика, изучающая диагностическое значение симптомов болезней; 3) методика и методология диагноза (особенности мышления при выявлении заболевания). При этом следует дать определение некоторым понятиям. Болезнь (morbus) – это реакция организма на его повреждение. Симптом (symptoma) – это субъективный или объективный признак болезни (основной – «патогномоничный», второстепенный, сопутствующий и дополнительный). Синдром (syndrome – скопление) – совокупность (сочетание) симптомов, объединенных единым патогенезом.

Итак, пропедевтика клинических дисциплин – это изучение диагностики, которая предполагает освоение техники и методики основных медицинских (врачебных) клинических (физикальных) и дополнительных (вспомогательных) исследований. Фельдшер должен многое знать, владеть большим арсеналом практических навыков, быть готовым применить свои знания, в т.ч. и в целях оказания неотложной помощи. В современной клинике применяется множество методов обследования больного: общие клинические методы, лабораторные и инструментальные. Однако основными в диагностической и лечебной деятельности фельдшера являются клинические методы обследования пациента: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Именно на этих методах основано искусство диагностики, без них немыслима медицинская деятельность.