Критерии эффективности речевого общения. Коммуникативные постулаты.

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса. "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев" (Клюев Е.В. Речевая коммуникация).

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения - тактикой.

Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действие критерии и принципы корректного речевого поведения.

Важнейшими критериями являются:

· критерий истинности, который определяется как верность действительности;

· критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

· принцип кооперации П.Грайса;

· принцип вежливости Дж.Лича.

Принцип кооперации П. Грайса

Принцип кооперации входят 4 максимы:

· максима полноты информации;

· максима качества информации;

· максима релевантности;

· максима манеры.

Максима полноты информации

· твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

· твоё высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

Максима качества информации

· Не говори того, что ты считаешь ложным.

· Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности

· Не отклоняйся от темы.

Максима манеры

· выражайся ясно

· избегай непонятных выражений;

· избегай неоднозначности;

· будь краток;

· будь организован.

Принцип вежливости Дж. Лича

Дж. Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

· максима такта (соблюдение границ личной сферы собеседника);

· максима великодушия (максима необременения собеседника);

· максима одобрения (максима позитивности в оценке других);

· максима скромности (максима неприятия похвал в собственный адрес);

· максима согласия (максима неоппозиционности);

· максима симпатии (рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта)

 

Риторика и лингвистическая прагматика: преемственность наук, основные понятия (речевое событие, речевая ситуация, речевая стратегия и др.). Выбор стратегий и тактик в профессиональных ситуациях общения.

Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией.

Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практики.

Изучаемые прагматикой условия и средства соотнесения мира вещей с миром слов и в обратном направлении представляют большой интерес для риторики и культуры речи, так как каждый говорящий в общении с людьми заинтересован в максимально точном описании мира вещей словами и верном раскрытии смысла слов собеседника.

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация

В исследованиях по лингвистической прагматике выделяют следующие единицы общения: речевое событие, речевую ситуацию и дискурс.

Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения.

Дискурс - это различные виды речевой практики, например обычный повседневный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др.

Речевое событие, таким образом, включает три основных компонента:

словесный текст (речевое произведение);

дискурс;

речевую ситуацию.

Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, соотносит с действительностью значение ряда грамматических категорий, например времени, лица, значение местоимений. Ситуация помогает правильно понять функцию и косвенные смыслы высказывания.

В современной науке есть несколько различных подходов к определению понятия речевой стратегии, которые опираются на теоретическую базу различных наук, изучающих общение: психология, логикаи, этика, теория информации, лингвистическая прагматика.

· ход "обобщение" используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация не является случайной (типовые выражения этого хода: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без конца повторяется");

· "приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример", "Например, на прошлой неделе");

· "усиление" направлено на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего, на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации (типовые выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");

· "уступка" дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");

· "сдвиг" - ход стратегии положительной самопрезентации ("Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются");

· "контраст" - ход, привлекающий внимание к логической или качественной противоположности ("Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают").

И.Н. Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:

открытое - закрытое общение;

монологическое - диалогическое;

ролевое (исходя из социальной роли) – личностное.