Анализ внешней среды и ее влияние на реализацию альтернатив
Стратегическое управление – такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Главное в стратегическом управлении – это изучение внешней среды, в котором выделяют: 1 – факторы прямого (поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов) и косвенного воздействия (состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для орг-ции события в др. странах); 2 – макро- и микроокружение организации. Макроокружение предприятия представлено: 1) политическая ситуация, правовая среда, социально-культурная среда, технологическая среда- отражает уровень научно-техн-го развития гос-ва и общ-ва; географическая среда, институциональная.
В состав микроокружения входят покупатели, поставщики, конкуренты, партнеры. Макросреда оказывает косвенное влияние на бизнес, микросреда — прямое.
Характеристики внешней среды: - сложность – это число факторов, на которые организация должна реагировать; - подвижность – это скорость, с которой происходят изменения; - неопределенность.
Анализ внешней среды это оценка состояния и перспектив, важнейших с точки зрения организации субъектов и факторов окружающей среды. Проводя анализ внешней среды руков-ли должны оценивать обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить проблемы связанными с внешними опасностями.
Методы анализа внутренней и внешней среды организации:
1) SWOT-анализ. Это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз исходящих из его окружения. Сильные стороны – преимущества; слабые стороны – недостатки; возможности – факторы внешней среды, использование которых создадут преимущества; угрозы – факторы, которые могут ухудшить положение организации. В целом проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы.
2) PEST-анализ. Это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию организации. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Заполняется матрица.
3) SNW-анализ — это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Стратегические позиции, которые подвергаются оценке: уровень стратегического менеджмента; соответствие организационной структуры стратегии развития; общее финансовое положение; конкурентоспособность продукции; уровень использования информационных технологий; способность к лидерству; уровень производства; уровень маркетинга; уровень менеджмента; качество персонала; имидж; корпоративная культура; отношения с органами власти. Составляются матрицы возможностей и угроз. Матрица угроз составляется для оценки возможных последствий, к которым может привести реализация угрозы или вероятность ее реализации.
4) Профиль среды. Это метод, который состоит в следующем: в таблицу профиля среды вписываются отдельные факторы, на каждого из которых дается оценка на основе экспертного подхода. Оценки определяются следующим образом: 1) важность для отрасли: 3 – сильная, 2 – умеренная, 1 – слабая; 2) влияние на организацию: 3 – значительное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 – отсутствует; 3) направленность: +1 - позитивное, -1 – негативное.