Категориальные признаки частей речи

Существует ряд принципов описания частей речи:

Часть речи как лексико-грамматический разряд характеризуется 4-мя категориальными признаками:

· семантическим;

· словообразовательным;

· морфологическим;

· синтаксическим.

а) Семантический признак части речи - это общее грамматическое значение.

Например: существительные имеют значение "предметность", глаголы - "действие", прилагательные - "признак", наречия - "признак действия".

б) Синтаксический признак - первичная синтаксическая функция. Так обычно существительные являются подлежащими или дополнениями, глаголы - сказуемыми, прилагательные - определениями, наречия - обстоятельствами.

Семантический и синтаксический признаки взаимосвязаны, но не тождественны.

Например: глагол может выступать в роли сказуемого, но не всегда глагол - это сказуемое; И.п. может быть формой подлежащего, но не всякое подлежащее стоит в форме И.п.

Связь частей речи и членов предложения обусловлена тем, что части речи как способы отражения действительности, представляют её не только как типы понятий (предметность, действие, признак), но и как компоненты формы мысли - суждения, заключения, находят своё отражение в структуре предложения.

в) Словообразовательный признак - это набор словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики другой части речи.

Например: в русском языке для глаголов характерно внутриглагольное префиксальное словообразование, а для существительных - субстантивное (существительное) суффиксальное словообразование.

г) Морфологический признак - это инвентарь её словоформ и парадигм, система морфологических категорий и морфологических разрядов. По этому признаку часть речи может включать в себя слова неизменяемые (наречия) и изменяемые (все что склоняются и спрягаются).

Категориальные признаки, проявляющиеся у разных частей речи неодинаковы. У разных групп слов ведущим признаком может оказаться либо один, либо другой признак.

Например: заимствование слов в русском языке привело к образованию несклоняемых существительных.

 

42. Письмо. Этапы его развития с древнейших времен. Пиктография, идеография, фонография.

 

 

Письмо- это система начертательных знаков, предназначенных для передачи информации на расстоянии и во времени. Письмо передает дословно произносимую речь или имеющуюся информацию.

Письмо следует отличать от письменности, которая обозначает совокупность рукописных или печатных произведений, выполненных при помощи того или иного письма.

Письмо появляется на этапе становления государств (протогосударства), когда усложняется экономическая жизнь, и уже необходимо фиксировать результаты своего труда, т.е. из более сложных общественных отношений возникает потребность преодолевать расстояния.

Письму предшествует протописьмо = предметное письмо. Люди присылают друг другу предметы, чтобы передать информацию.

Существует узелковое письмо, шнуровое письмо (на шнурок нанизываются бусины, бисер), зарубки на деревьях (отсюда: зарубки - зарубить - рубить - рубеж), знаки на камнях (отсюда: гранит - граничить - граница).

Письмо является вторым по важности - после звукового языка - средством общения людей. Оно возникло гораздо позже языка в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни и появившейся потребностью как-то фиксировать информацию для сохранения её во времени и для передачи на расстояние. Предшественниками письма были знаки, не связанные с языком и выполняющие чисто мнемонические функции, т.е. служившие средством напоминания о тех или иных фактах (событиях, количестве каких-либо предметов и т.п.). совершенно независимо от языковой формы воплощения соответствующей информации. Но постепенно такое "предписьмо" превращалось в письмо: оно всё теснее связывалось с языком, начинало все полнее и точнее передавать языковое сообщение, и притом не только его содержание, но и его внешнюю (звуковую) форму. Со временем письмо начинает оказывать влияние на язык, что становится особенно ощутимым с распространением грамотности.

Предшественниками письма были мнемонические знаки (бирки, зарубки и т.д.) с одной стороны, и пиктография - с другой, т.е. наскальные рисунки, служившие, помимо магической и, возможно, уже зародившейся эстетической функции, средством напоминания о содержании информации безотносительно к языковой форме передачи этого содержания.

 

Пиктография и идеография - начальные этапы развития письма

Первый вид начертательного письма (но пока ещё протописьма) - рисуночное письмо или пиктограмма. Она схематична. Обычно рисовалась какая-то ситуация (охота, рыбалка и т.п.). Может использоваться людьми, которые не знают языки друг друга. За счет простоты используется и в наше время.

Например: дорожные знаки.

Схема пиктографии очень проста: увидел - узнал - понял.

Пиктография - письмо рисунками. В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок человека, лодки, животных и т.п. Обозначаемым в пиктографии служит жизненная ситуация (охота, поездка), вещи (весло, лодка), существа (люди, животные); словесное оформление всего этого для пиктографии несущественно (т.е. пиктограмму можно читать и именами, и глаголами и др.) Линейный ряд рисунков передает линейный ряд сообщений. Все наглядное находит себе прямое выражение в пиктограмме, а все отвлеченное расшифровывается с трудом. Пиктография не связана с алфавитом, т.е. набором определенных знаков. Несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племен.

 

Следующий этап в развитии письма - идеографическое письмо. С развитием абстрактного мышления возникает потребность в передаче отвлеченных понятий, которые с помощью пиктографии передать невозможно. Возникает письмо идеями, когда обозначаемыми являются понятия, возникающие в голове человека. В отличие от пиктографии, в идеографии за каждым знаком закреплено определенное значение. Таким образом, идеография - это промежуточный этап между пиктографией и письмом.

Например: рисунок глаза - зоркость.

Рисунок может выступать в идеографии и в прямом, и в переносном значении, что является минусом, т.к. их расшифровка затрудняется.

Идеография - это понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядность и не поддается рисуночному изображению. Так, например, понятие "зоркость", "бодрствование" нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который они появляются, т.е. через изображение глаза. Таким образом, обозначающее на первых шагах идеографического письма остается тем же рисунком, но обозначаемое меняется: рисунок глаза как пиктограмма обозначает "глаз", а как идеограмма - "зоркость", "бодрствование", т.е. функцию данной вещи или результат её использования.

На данном этапе развития письма одни и те же рисунки могли иметь и прямое значение (что изображено), и переносное (сопутствующие явления), что, конечно, очень затрудняет дешифровку письменных памятников этого типа письменности.

 

Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки - иероглифы(в переводе - священные письмена, резьбы жрецов). Иероглифы - это схематичное письмо. В этот период времени идут поиски более удобного материала для письма (глиняные таблички, папирус, бумага) и инструментов для письма (палочки, чернила, перья).

Поскольку иероглиф мог передавать как переносное, так и прямое значение, появилась необходимость создания алфавита.

 

Идеографические знаки используются в наши дни в математике (корень, дробный знак, слеш), в физике.

Недостатками идеографии являются:

1. Возможность двоякого толкования знаков.

2. Трудность графической передачи абстрактных понятий, а также отношений между ними:

- для передачи абстрактных предметов используются конкретные образы, которые близко ассоциируются с конкретными предметами (рисунок солнца - день), но увеличивается многозначность знака;

- изобретаются условные по форме знаки, которые искусственно ассоциируются с обозначаемыми абстрактными понятиями, но в этом случае ухудшается запоминаемость знаков, особенно при переходе за пределы простых сообщений;

- использование принципа ребуса; поскольку каждое понятие в языке выражается определенным сочетанием звуков, то его знак можно использовать для передачи не самого понятия, а только для передачи соответствующего звукового содержания, и, складывая такие звуковые сочетания, можно фонетически передать любое слово, а том числе и те слова, которые не поддаются изобразительному воспроизведению, в том числе и грамматические показатели.

 

В большинстве своём все языки прошли эти этапы, но лучшим способом оказался ребусный.

Успеху перехода на фонографический принцип письма (ребусный) способствовало то обстоятельство, что в древних языках было много односложных слов (состоящих из одного слога), поэтому один звук-слог приравнивался одному знаку.

Настоящее письмо начало появляться там, где речь уже передается дословно, т.е. когда система письма передает не каждое слово в речи, но и отношения между предметами и явлениями в речи.

Постепенно из ребусного письма появилось слоговое письмо. Ему предшествовал ещё словесно-слоговой принцип. Такие системы использовались в Древнем Египте и Месопотамии. Т.е. в египетском письме какой-то значок мог быть одновременно и логограммой(слово), и силлабограммой(слог).

Слоговые системы письма получили широкое распространение в Индии и в Юго-Восточной Азии: наиболее ранние Брахми и Кхарошти.

Неудобство слоговой системы: большое количество слогов, потому что чем больше знаков, тем труднее осваивать грамоту.

 

43. Орфография и ее основные принципы.

 

Орфография – это система правил, которая устанавливает написание одних и тех же слов. Синоним к слову «орфография» – «правописание».

Большое влияние на выработку единых орфографических правил оказывает печатная традиция. В разных культурах используются различные принципы орфографии, но все они сводятся к трем:

1. Фонетический принцип (как слышится, так и пишется) - активно используется в Белоруссии.

2. Морфологический принцип (любую морфему нужно писать одинаково, независимо от условий ее звучания, определяемых действующими фонетическими законами) - преобладает в русском языке.

3. Традиционный/исторический принцип (слова принято писать так, как их писали в прошлом) - используется в русском, английском языке.

 

??? Орфографическое письмо

Если бы алфавит был составлен по принципу: "количество букв соответствует количеству фонем языка", то вопрос об орфографии наполовину бы отпал.

Орфография - это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний, 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

Нормы такого написания регулируются следующими принципами: