Советский этап Отечественной истории (1920–1991)
Вариант 1: Советская модель социализма: формирование, эволюция, крушение.
После Октябрьской революции 1917 г. большевики предприняли решительные шаги по созданию советского государства - «государства диктатуры пролетариата». В условиях, когда в России в деятельность других партий кроме большевистской партии была запрещена, означало, по сути, тотальный партийный контроль над всеми социально-политическими и экономическими процессами в стране. В 1920-е — 1930-е гг. строительство тоталитарной государственности было продолжено. РКП(б) (с 1925 г. — ВКП(б)) в условиях однопартийности фактически монополизировала все высшие органы государственной власти и управления.
Для осуществления своей власти, РКП(б) должна была стать организмом, сплоченным идейно и организационно. Х съезд РКП (б) (март 1921 г.) принял резолюцию «О единстве партии», в которой всякая фракционная деятельность запрещалась под угрозой исключения из партийных рядов, что вело к утверждению в партии единомыслия и бюрократизма, к всевластию партийного аппарата, прежде всего Политбюро ЦК и Секретариата ЦК, главой которого в 1922 г. был избран И.В.Сталин. Таким образом, дальнейшее развитие советского государства и общества оказалось в руках узкого круга высших партийных функционеров и полностью зависело от результатов той борьбы за власть, которая развернулась между ними сразу после смерти В.И.Ленина. Главными действующими лицами борьбы за партийное лидерство были И.В.Сталин, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев и Л.Д.Троцкий. На рубеже 20-30-х гг. вся полнота власти сосредоточилась в руках И.В.Сталина, и уже никто всерьез не мог помешать ему в осуществлении режима личной диктатуры, которая базировалась на:
· всевластии партийных структур,
· культе личности,
· мощи репрессивного аппарата
· идеологическом диктате.
В 1930-е гг. был сфабрикован целый ряд политических процессов, которые положили начало массовым политическим репрессиям.
Формирование сталинской модели тоталитаризма было тесно связано с экономической политикой советского государства в 20 — 30-е гг., в которой следует выделить два этапа:
· 1 этап - новая экономическая политика (нэп) – первая половина 1920-х гг.
· 2 этап - форсированное экономическое развитие – вторая половина 1920 - 1930-е гг.
После того, как попытки непосредственного перехода к социализму на основе политики военного коммунизма закончились крахом и стали угрожать существованию советской власти, на Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) было принято решение о замене продразверстки продналогом, что положило начало новой экономической политике. В рамках нэпа допускалась частная торговля и предпринимательство, хозрасчет, децентрализация экономического управления, т.е. сочетание государственного регулирования в экономике с элементами рынка.
В целом нэп к середине 20-х гг. выполнил свою задачу в деле восстановления разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами хозяйства, преодоления социальной нестабильности, укрепления политической монополии большевистской партии. Но решить проблему построения социалистического общества нэповская Россия оказалась не в состоянии. В условиях враждебного для СССР капиталистического окружения только индустриализация с преимущественным развитием тяжелой промышленности давала возможность создания материально-технической базы социализма. В итоге, в 1925 г. был принят курс ускоренного индустриального развития страны (XIV съезд ВКП (б)). В качестве основного источника накопления рассматривалось коллективизированное сельское хозяйство (1927 г. XV съезд ВКП (б)).
В конце 20-х — начале 30-х гг. форсированная коллективизация началась почти одновременно с индустриализацией. Это позволило осуществить, хотя и с громадными издержками, индустриальный прорыв. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. — 5 место). Среднегодовые темпы промышленного роста составили 10,9%. Однако «большой скачок» был достигнут ценой отставания легкой промышленности, разрушения традиционной российской деревни, окончательным сломом механизмов экономической саморегуляции, что в конечном итоге привело к созданию административно-командной системы экономики, эффективной лишь в режиме чрезвычайной ситуации.
Политика советского руководства в области культуры в 20-е — 30-е гг. получила название «культурной революции». Ее важнейшей целью было утверждение коммунистического мировоззрения в качестве государственной идеологии советского общества. Главная задача состояла в том, чтобы воспитать «нового» человека, – преданного строителя коммунизма.
Содержание этой политики было многоплановым:
· ликвидация неграмотности;
· создание новой системы народного образования;
· превращение гуманитарных наук, литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы;
· использование научных достижений для социалистического строительства;
· создание кадров новой, «пролетарской» интеллигенции.
Строительство социализма в СССР неузнаваемо изменило российскую действительность. Многие, казавшиеся неосуществимыми, идеи большевиков были воплощены в жизнь, а для миллионов людей советский образ жизни стал их повседневностью. Массовый энтузиазм и производственный героизм сочетались с репрессиями. Уровень жизни населения в конце 30-х годов оставался крайне низким. По многим экономическим показателям на душу населения и по социальной обеспеченности страна продолжала отставать от ведущих европейских государств и Северной Америки. Однако созданный за годы первых пятилеток промышленный фундамент и советская государственность обеспечили победу СССР в Великой Отечественной войне.
После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз должен был решать тяжелейшие задачи восстановления разрушенного хозяйства. По основным экономическим показателям война отбросила СССР на 10–15 лет назад.
1945–1953 гг., — время укрепления тоталитарно-бюрократической системы, «апогей сталинизма». Первоочередной задачей стало восстановление и преимущественное развитие тяжелой промышленности, а также научно-технического потенциала, с целью создания советского ядерного оружия (1949 г.). Эта задача была решена в максимально короткий срок не только благодаря самоотверженному труду людей, но и максимальной концентрации ресурсов, достигнутой за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и в социальной сфере. Вслед за атомным оружием в 1953 г. в СССР создается водородная (термоядерная) бомба.
Победа советского народа над фашизмом породила в обществе ожидание демократических перемен, однако тотальный контроль в стране был лишь ужесточен. Для укрепления своего единовластия Сталин, как и раньше, опирался на органы госбезопасности и Коммунистическую партию, осуществив перестройку ее руководящих органов. В стране была развернута кампания по укреплению культа личности Сталина, усилилось идеологическое давление на партийные, государственные, общественные организации, науку и образование, литературу и искусство. Вновь стал раскручиваться маховик репрессий: были сфабрикованы «Ленинградское дело», «Мингрельское дело», «Дело врачей». Только смерть Сталина 5 марта 1953 г. дала возможность кардинально изменить положение внутри страны.
Процесс преодоления кризиса власти, вызванного смертью Сталина, и выдвижение Н.С. Хрущева в качестве единоличного лидера прошел в своем развитии 4 этапа:1) период «коллективного руководства» - триумвират Берия, Маленков, Хрущев (март – июнь 1953г.);2) период формального лидерства Маленкова (июнь 1953г. – январь 1955 г.);3) период борьбы Хрущева за единоличную власть (февраль 1955г. – июнь 1957г.);4) период единоличного лидерства Хрущева и формирования оппозиции «молодого» аппарата (июнь 1957г. – октябрь 1964г.)Смерть Сталина открыла дорогу реформам (частичная демократизация партийной и государственной жизни, интенсификация сельского хозяйства, увеличение капиталовложений в социальную сферу и производство товаров народного потребления и т.д.) , необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания Второй мировой войны, но которые были не возможны при жизни И.Сталина.Вторая половина 50-х — начало 60-х гг. XX в. вошла в советскую историю как время хрущевской «оттепели», выразившейся в процессах либерализации внутренней и внешней политики, в попытках осуществления экономических и политических реформ. Пришедшие к власти новые политические руководители имели свои представления о внутренней и внешней политике Советского Союза. Страна вступила в новый период своего развития, важным содержанием которого стала «десталинизация» общества.
Историческим рубежом на этом пути был ХХ съезд КПСС (1956), на котором Н.С.Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». После съезда был предпринят ряд практических шагов по восстановлению законности, демократизации государственной и партийной жизни, реабилитация миллионов незаконно репрессированных советских людей. В экономической политике большое внимание начало уделяться развитию сельского хозяйства (освоение целинных и залежных земель), легкой промышленности, наукоемким отраслям производства. Однако, многочисленные реформаторские эксперименты Н.С.Хрущева сводились в основном к государственным программам и реорганизации управленческих структур, которые не могли обеспечить качественные сдвиги в экономике, продолжавшей оставаться по своей сути командно-административной.
Вместе с тем, в социальной сфере обозначились крупные позитивные сдвиги: быстро росла заработная плата, увеличилось потребление товаров массового спроса, улучшилось пенсионное обеспечение, здравоохранение, началось массовое жилищное строительство.
Либерализация благоприятно повлияла на развитие науки, образования, культуры: вводится обязательное восьмилетнее образование; создаются крупные научные центры – Сибирское отделение Академии наук СССР (Новосибирск); Объединенный институт ядерных исследований (Дубна). В 1957 г. на космическую орбиту выведен первый в мире спутник, а в 1961 г. был осуществлен первый полет человека в космос, им стал гражданин СССР Ю.А.Гагарин. Были реабилитированы тысячи деятелей науки, литературы, искусства, кинематографии. В жизнь вступило новое поколение интеллигенции — «шестидесятники», принесшие советскому обществу творческую свободу.
Однако хрущевская «оттепель», в том числе из-за непоследовательности и противоречивости проводимого курса оказалась кратковременной.
В середине 60-х гг. новое руководство партии во главе с Л.И.Брежневым (1964—1982) вынуждено было пойти на хозяйственную реформу в промышленности и сельском хозяйстве. Суть ее заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Но выхолащивание экономических стимулов развития в ходе реализации реформы привели к ее свертыванию. В 70-е гг. усилились тенденции застоя и стагнации, поскольку достижения НТР в условиях административной системы не находили своего воплощения в производстве.
Неблагоприятным было, прежде всего, экономическое развитие СССР, особенно на фоне промышленно развитых стран Запада. Эти страны в 70—80-е гг. перешли к новому, информационному (постиндустриальному) обществу, где резко увеличилась роль непроизводственной (особенно образовательной) сферы, шел процесс индивидуализации потребления и др. В СССР же по-прежнему основные средства продолжали концентрироваться в тяжелой и военной промышленности, а доля затрат, шедших на социальные нужды, снижалась.
В общественно-политическом развитии обозначился курс брежневского руководства на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры, рост консерватизма в политике и идеологии, усиление государственного и идеологического давления на общество, определенная «реанимация сталинизма».
Попытка использования концепции «развитого социализма» в качестве идейно-теоретического обоснования «больших достижений» СССР на фоне ухудшавшейся во второй половине 70-х – начале 80-х гг. социально-экономической ситуации в стране лишь порождало массовый скептицизм и недоверие советских людей к официальной политике государства.
В середине 80-х гг., когда генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев, партийным руководством было официально признано кризисное состояние советского общества. В это время предпринимались действия, направленные на достижение позитивных изменений на основе «ускорения социально-экономического развития при использовании новейших достижений научно-технического прогресса» в рамках сохранения командно-административной экономики, советской государственной системы, коммунистической идеологии, ведущей роли КПСС. Однако курс на «ускорение», предложенный XXVII партийным съездом и конкретизированный в XII пятилетнем плане, не дал положительных результатов.
В конце 80-х гг. начала активно разрабатываться и развиваться на практике концепция «перестройки», включавшая такие составляющие, как регулируемая рыночная экономика, демократизация советской системы управления, переход к правовому государству, многопартийность, гласность, идеологический плюрализм, «новое политическое мышление» как во внутренних делах, так и в международных отношениях.
Стремление постепенно реформировать, осуществить контролируемый КПСС переход от «казарменного» к «демократическому социализму», к «социализму с человеческим лицом» потерпело полный крах. Причины поражения «революции сверху» одни исследователи связывают с невозможностью реформирования авторитарной системы, вообще, другие видят истоки неудач «перестройки» в отсутствии ясных целей и средств их достижения, в превалировании узко корпоративных интересов партийно-государственного аппарата над общественно значимыми задачами.
Руководство СССР оказалось неспособным справиться с ухудшавшейся экономической обстановкой (падение производства, отсутствие товаров первой необходимости, рост цен и т.д.), увеличением социальной напряженности, политической нестабильностью, криминализацией общества. Ситуация усугублялась тем, что реальностью становилась опасность распада СССР, когда о республиканском суверенитете заявляли в Прибалтике, Закавказье. Одновременно в ряде регионов обострились межнациональные противоречия и антирусские настроения.
12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Хотя формально Декларация лишь законодательно разграничивала полномочия центра и региона, расширяла права республики и не выходила за рамки союзной Конституции, фактически провозглашение независимости РФ означало двоевластие в стране, усиление сепаратистских тенденций во всех республиках Союза.
После провала августовского путча 1991 г. крушение СССР явилось, по существу, свершившимся фактом, который был документально оформлен подписанием Беловежского соглашения об образовании Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 г.). Первый Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия. Российская Федерация во главе с Президентом Б.Н.Ельциным, вместе с другими независимыми республиками бывшего СССР, начала путь самостоятельного существования.