Экономические принципы
Наиболее общими принципами, формирующих экономический образ мышления, являются ограниченность, эффективность, рациональность, альтернативность.
Принцип ограниченности исходит из того, что экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, имеют количественный и качественный пределы. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.
В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить (к примеру, невозможно создать в значительном объеме новые участки плодородной суши или увеличить акваторию мирового океана). В свою очередь, относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.
Принцип альтернативности существенно связан с экономическим выбором и с возможностью по разному использовать ограниченные ресурсы. Под экономическим выбором понимается выбор наилучшего альтернативного варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальная экономическая эффективность. В этом смысле экономический образ мышления и предполагает формирование навыка поиска максимально эффективных альтернатив.
Два других принципа, рациональность и относительность, учитываются при экономическом выборе. принцип рациональности лежит в основе базовой модели неоклассического подхода – модели «homo oeconomicus». Следование данному принципу позволяет рассматривать модели поведения связанные со стремлением к максимально эффективному использованию ресурсов.
7. Абстракции и допущения в экономической теории. Модели человеческого поведения.
Говоря о допущениях или абстракциях, принятых в экономической науке, наиболее распространенные базируются на следующих характеристиках:
- о полноте и доступности информации;
- о характеристиках рынка (уровне и характере конкуренции на нем) и наличии или отсутствии издержек рыночного взаимодействия (так называемых трансакционных издержек);
- о модели поведения человека (базовых характеристиках человеческих действий в тех или иных ситуациях).
Модель человеческого поведения:
В неоклассическом подходе(Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты.) есть базовая модель – homo economicus
Изначально эта модель возникла в австрийской школе (Менгелем)
Основные черты homo economicus:
1) Рациональное поведение, стремление к максимизации собственной выгоды
2) Абсолютно вычислительные и когнитивные способности( при этом индивид может быстро принять идеальное решение)
3) Стремясь к реализации собственного и интереса не нарушает интересов др.участников эк.системы(такому индивиду свойственна эмпатия(может поставить себя на место др.))
Но концепция homo economicus подверглась критике:
ü Торстен Веблен высмеивал рациональность такого модельного индивида
ü В итоге концепция homo economicus дополнялась др.подходами о базовой модели
8. Система методов в экономической теории.
Слово «метод» имеет греческое происхождение, означающее «путь к чему-либо». Метод есть совокупность конкретных приемов и способов, как средство познание объекта.
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются общенаучные методы, методы, характерные для социальных наук и специфические методы, характерные для изучения экономической сферы.
1. Общенаучные методы. В экономической теории применяются два противоположных философских метода (или подхода) – метафизический и диалектический.
Метафизический метод рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости.
Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку имеет следующие особенности:
1) он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;
2) он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;
3) он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).
Также общенаучные методы включают метод научной абстракции, формальную логику, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, качественный и количественный анализ, системный подход.
Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры и формы.
Основными категориями формальной логики являются:
а) понятие – это фиксация мысли о предмете
б) суждение – это положение, мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается;
в) умозаключение – это мышление, посредством которого из некоторых исходных данных выводится конечное знание (положение).
Метод формальной логики реализуется через систему определённых приемов познания.
1. Анализ– прием познания, на основе которого целое разлагается на его составные части с целью их анализа
2. Синтез – обратный процесс, т.е. соединение изученных частей в целое, чтобы составить о нем общее знание.
3. Индукция – прием познания, который следует от частного к общему, т.е. на основе изучения конкретных условий делается общий вывод о состоянии экономики.
4. Дедукция– приём познания, который следует от общего к частному. Он используется рационально, если необходимо проверить верность какой-то концепции, и схоластически, если нужно найти в жизни подтверждение какой-то догмы, пусть и чисто словесным, схоластическим путем.
5. Сравнение– прием, при помощи которого определяют сходство или различие каких-либо процессов или явлений.
6. Аналогия – прием познания, при котором свойства, черты и признаки известного явления переносят на неизвестный процесс
7. Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, которые возникли в ходе познания экономической действительности. Проблемы могут возникать перед исследованием, в ходе него и в конце. Постановка проблемы в форме парадокса порождает гипотезу.
8. Гипотеза выдвижение научного предположения о возможных причинах или связях экономических процессов или явлений. Она возникает тогда, когда появляются новые данные, факты, которые противоречат старой концепции.
9. Доказательство – процесс обоснования истинности, правильности одной мысли, положения при помощи других. Доказательство состоит из тезиса (основного утверждения), аргументов (обоснований), демонстрации (иллюстрированных доказательств).
Качественно новый этап в развитии экономической теории наступил с использованием методологических принципов материалистической диалектики. Сущность их состоит в том, что:
-впервые экономическая деятельность людей рассматривается как система;
-эта система рассматривается через систему категорий, законов, закономерностей;
-экономическая система рассматривается, как постоянно развивающаяся, от низших форм к высшим;
-в основе развития экономических систем лежат постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия.
Ведущий метод в системе материалистической диалектики – метод научной абстракции. Он состоит из двух процессов:
1) Восхождение от абстрактного к конкретному;пример(Всем известен закон спроса (чем выше цена, тем ниже спрос) - это абстрактное.
Использование закона спроса в хозяйственной практике предприятия, например, при планировании объемов продаж - это конкретное.)
2) Восхождение от конкретного к абстрактному. При этом нет жесткой последовательности.
Следующим методом в системе материалистической диалектики является единство количественного и качественного анализа. Суть его в том, что переход от одних явлений к другим не происходит вдруг. Этому предшествует исторический процесс количественных изменений в данных производственных отношениях. Анализ этих количественных изменений позволяет судить о закономерностях развития данного способа производства, составить систему признаков, черт и свойств данного способа производства, определить его суть.
В системе материалистической диалектики выделяют метод единства логического и исторического. Логический подход означает, что в ходе анализа необходимо выделять не всю массу фактов, событий и процессов, а основные причинно-следственные связи и закономерности, которые вскрывают сущность данных производственных отношений, закономерности их развития. Исторический подход предполагает, что исследуемые закономерности рассматриваются в исторической последовательности, в соответствии с поступательным развитием человеческого общества. На современном этапе развития экономической теории в связи с развитием НТР, а также системы новых наук, особенно математического цикла, широко используются методы экономического моделирования.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса, структура которого определяется как объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
9. Метод экономического моделирования. Графики и их роль в экономической теории.
Метод экономического моделирования, это одна из подгрупп метода прогнозирования. Особенность его применения в прогнозировании заключается в следующем:
- основа метода – сетевой график, имеющий много разновидностей;
- важнейший недостаток сетевого моделирования при системном прогнозировании - сетевой график делится на работы, которые характеризуются только двумя параметрами: продолжительностью выполнения и количеством ресурсов;
- важнейший элемент сетевого графика: путь – непрерывная последовательность работ.
Виды путей:
- предшествующий событию, - это последовательность работ от исходного до данного события.
- критический путь – это путь от исходного до завершающего события.
- любой другой путь от исходного до завершающего события есть полный путь.
Моделирование экономическое (франц. modelle от лат. modulus - мера, образец) - воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование). Модель экономического объекта обычно поддерживается реальными статистическими, эмпирическими данными, а результаты расчетов, выполненные в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы, проводить объективные оценки. Экономическая модель - упрощенное представление действительности, абстрактное обобщение; один из важнейших инструментов научного познания экономических процессов.
моделирование - процесс построения, изучения и применения моделей.
Возникновение моделей связано с потерей или недостатком части информации по данной проблеме. Известные величины, вводимые в модель, называются экзогенными, а величины, которые мы получаем в рамках модели, - эндогенными.
С одной стороны, они воспроизводят модель реального мира в определенных условиях, а с другой - служат средством его преобразования в соответствии с ранее поставленными целями.
Простейшее моделирование - это моделирование в 2-мерном пространстве — при помощи графиков. Здесь два условия — аргумент (независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины, которая называется функцией) и функция (зависимая переменная величина, которая изменяется в зависимости от изменения аргумента).
Простейшие линейные зависимости между аргументом и функцией можно изобразить графически.
1. Если с увеличением аргумента значение функции растет, то наклон графика называют положительным.
2.Если с изменением аргумента значение функции не меняется, то она имеет нулевой наклон.
3. Если с увеличением аргумента значение функции уменьшается, то наклон графика отрицательный.
4. Если одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное значение функций, то наклон функции равен бесконечности.
Это линейные зависимости. Однако в жизни эти зависимости
имеют более сложный характер и на графике изображаются кривыми. Для того чтобы определить наклон функции в данной точке, необходимо провести к ней касательную.
Наклон функции может меняться, переходя с положительного в отрицательный и наоборот
Таким образом, мир эко-ких моделей многообразен.
Наконец, одним из методов эко-ого познания является эко-кий эксперимент - это искусственное воспроизведение эко-ого явления с целью его изучения в реальных условиях и для практического применения.
10. Задачи и функции экономической теории.