Тема 5. Кризис Римской республики и гражданской общины. Переход от республики к империи

Социально-экономический кризис Римской республики.Завоевательные войны Рима сопровождались притоком на Апен­нинский полуостров огромного количества рабов. После превраще­ния республики в крупнейшую средиземноморскую державу широ­кое развитие получила работорговля. Большую роль стало играть естественное воспроизводство рабов. Так, рабский труд с конца III в. до н. э. начал играть ведущую роль в производстве. Вместе с тем продолжающаяся концентрация земли, появление крупных поместий (латифундий) и в особенности распространение вилл, основанных на эксплуатации рабского труда, неизбежно вызывали вытеснение мел­ких крестьянских хозяйств, обезземеливание и концентрацию сель­ского плебса. Римское общество по II в. до н. э. представляло собой пеструю картину классов и сословий.

Окончательно оформились два основных класса – рабы и рабо­владельцы, причем именно в Римской республике противоречия меж­ду ними обострились настолько, что привели к массовым вооружен­ным восстаниям рабов (1-е Сицилийское – 138/136 г., 2-е Сицилийское 104-99 гг. до н.э., восстание под руководством Спартака – 74/73 г. до н.э.). Наблюдалась дифференциация господствующего класса республики: наряду с представителями нобилитета (верхушка патри­циата и плебса) появилась торгово-ростовщическая знать – всадники.

Составившие часть высшего цензового разряда римских граждан, всадники уже в III в. до н. э. превратились в особое сословие римского обще­ства, материальной базой которого было владение крупными денеж­ными средствами и движимым имуществом. Определенную роль в Риме начала играть италийская аристократия; усилилась политиче­ская активность плебса.

Важнейшим явлением социально-экономической и политиче­ской жизни Рима II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации. Старые республиканские учреждения, приспособленные к интересам и нуждам небольшой римской общины (полиса), ока­зались недостаточно действенными в новых условиях. Так, управ­ление провинциями превращалось в бесконтрольное распоряжение наместников (проконсулов и пропреторов), назначаемых сенатом. Особенно разорительной для жителей провинций была деятель­ность публиканов (откупщиков), которые, внося в римскую казну определенную сумму денег, получали с местного населения значи­тельно больше. Но главным кризисным процессом стало обезземеливание свободных крестьян, что при наличии цензового принципа в комплектовании армии, когда граждане, лишившиеся земли, вы­бывали из состава военных контингентов (в 154 г. до н. э. – 324 тыс., в 136 г. – 318 тыс. человек), уменьшало численность и бое­способность армии. Рим утрачивал основную характеристику ан­тичного полиса, в котором большинство граждан составляли зем­левладельцы–воины. Попытки провести аграрную реформу, которая перераспределила бы земельный фонд и возродила свободное кре­стьянство (движение народных трибунов Тиберия (133 г. до н.э.) и Гая (123 г. до н.э.) Гракхов), не увенчалась успехом; Гракхи были убиты, и за­кон 111 г. до н. э. объявил земли общественного поля, находящиеся в оккупации в Италии и провинциях, частной собствен– ностью.

Таким образом, экономическая основа полиса была окончательно подорвана; реформа Гая Мария (консул в 107 г. до н.э.) узаконила переход римской армии на наемную основу; возникшие в результате борьбы по агарному и провинциальному вопросам (положение италиков) политические течения оптиматов (сторонников нобилитета) и по­пуляров (сторонников плебса) ввергли страну в гражданские вой­ны. Все эти процессы привели к падению республиканского строя на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. и установлению режима империи.

Духовный кризис римской общины.На рубеже II–I вв. до н. э. кризисные явления в римском обще­стве приобрели угрожающий размах. Развернулось движение рим­ского, а затем и общеиталийского плебса против замкнутой рим­ской общины, не справляющейся с управлением огромной страной. После распространения прав римского гражданства на все население Апеннинского полуострова (законы: консула Юлия Цезаря – 90 г. до н. э.; трибунов Плавия и Папирия – 88 г.) народное собра­ние – важнейший институт республики – утратило свое значение. Типичное для полисной организации народное ополчение после реформы Мария было заменено профессиональной армией. Транс­формировались и высшие классы: староримская знать (сенатская олигархия), тесно связанная с полисными традициями, теряла авто­ритет, положение, власть; в то время как новые социальные группы – всадничество, муниципальная, а затем и провинциальная ари­стократия – начинали претендовать на руководящее положение в государстве. Массовые восстания рабов дестабилизировали обста­новку, войны помогали выдвигаться людям, обладавшим реальной властью и влиянием, но свободным от норм полисной морали.

Военная реформа Гая Мария означала создание армии, которая, будучи лишена социальной и экономической опоры в римской об­щине, становилась по сути самостоятельной политической силой. Профессиональные и закаленные в настоящих войнах легионеры были уже независимы по отношению к гражданским органам вла­сти. Конечной целью солдата было получение жалованья и земель­ного участка, что создавало благодатную почву для развития воен­ного авантюризма. Огромные массы обезземеленных свободных крестьян, вытесненных с земель рабовладельческими виллами, хлынули в Рим, где либо превратились в работников, занятых производительным трудом (ремесло), либо пополняли ряды декласси­рованного слоя населения, живущего на подачки государства (государственные раздачи хлеба), патронов, рвущихся к власти богачей – политиков (также став крупной политической силой вне гражданственной идеологии).

Таким образом, социально-экономические сдвиги, сопутствую­щие превращению Рима в великую средиземноморскую державу, не только вызвали кризис старой политической системы, но и оказали огромное влияние на идеологическую жизнь римского общества. В начале I в. до н. э. в Римской республике был налицо кризис старо­режимной полисной идеологии и морали. Духовный кризис затронул все сферы общества, все сословия и группы населения. Прежняя строгость нравов была утрачена с приливом богатства, рабов, сво­бодного времени; простотой крестьянской и военной жизни, оборот­ной стороной которой были грубость и невежество, ушла в прошлое с распространением (особенно в высших кругах римского общества) греческо-эллинистических традиций, культуры, искусства, обычаев, нравов, языка, философии и т. д. В обществе, где основой была patria potestas (отцовская власть), жизнь – устойчивой и солидной, а молодежь и женщины полностью подчиненными, обозначились черты нравственного упадка: рабы удовлетворяли самые изощренные сек­суальные предпочтения, развод, почти невозможный прежде, стал массовым явлением, богачи перестали иметь детей и т. д. Главным и единственным достоинством становится не традиционный полисный патриотизм, не принадлежность к городу-государству, а богатство, которое могло обеспечить его владельцу не только рост личного бла­госостояния, но и политическую власть. Таким образом, в I в. до н. э. Рим оказался перед реальной угрозой падения республиканского уст­ройства, новые условия требовали принципиально нового подхода к организации жизни общества и государства.

Становление римской империи.Кризис полисного устройства римской республики был вызван рядом взаимосвязанных причин: обезземеливанием свободного кре­стьянства и концентрацией земли в руках нобилитета, что подрывало экономические основы полиса; созданием постоянной профессио­нальной армии, что подрывало его военную мощь; распространением римского гражданства на всех италиков, что ослабляло позиции Римской общины; ростом территории римской республики, что де­лало непригодной прежнюю республиканскую систему управления. Раскол общества усилило возникновение после подавления движе­ния народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов двух идейно-политических течений: оптиматов (лучших) – сторонников нобили­тета и популяров (народных) – сторонников плебса.

В 89 г. до н. э. начались войны с понтийским царем Митридатом VI, угрожавшим римскому господству на Востоке. Сулла направил свою армию, готовившуюся переправиться в Грецию, против Рима. Так впервые в истории Рим был взят (88 г. до н. э.) римскими же войсками.

Диктатура Суллы (82–79 гг.) была последней попыткой сохра­нить политический строй сенатской республики. В 79 г. до н. э. он отказался от власти и в следующем году умер.

В 59 г. до н. э. Цезарь стал консулом и сумел наделить землей ветеранов Помпея и беднейших многосемейных граждан. Магистрату­ры были поделены между сторонниками триумвиров. После получе­ния консулата Цезарь получил в управление Цизальпинскую Галлию (на 5 лет) с правом набора армии, а несколько позже – Трансаль­пийскую Галлию. В 56 г. на встрече триумвиров в Луке Цезарь про­длил полномочия в Галлии еще на 5 лет, Помпей и Красс станови­лись консулами, после чего Помпеи получал Африку и Испанию, а Красс – командование на Востоке.

Новая гражданская война началась, когда 10 января 49 г. Цезарь со своими легионами перешел границу и занял город Аримин. В ходе войны Цезарь одержал ряд решающих побед: при Форсале (Фесса­лия) в 48 г. над армией Помпея; над армией сторонников Помпея в Африке при Талсе (46 г.), в Испании при Мунде (45 г.). Цезарь стал единоличным правителем государства, получив бессрочную дикта­туру, пожизненную трибунскую и цензорскую власти. Его монархи­ческие устремления вызвали беспокойство сторонников республики, и в результате заговора он был убит 15 марта 44 г.

Смерть Цезаря от­крыла новый период гражданских войн. Цезарианцев возглавил бывший тогда консулом Марк Антоний; сторонников сенатской рес­публики – руководители заговора оптиматы Кассий и Брут. Поли­тика Антония вызвала раскол в рядах цезарианцев: новым вождем стал Октавий (Гай Юлий Цезарь Октавиан). Несмотря на личное со­перничество Антония и Октавиана, они заключили в 43 г. союз (так называемый триумвират, включавший также начальника конницы и великого понтифика Лепида). Власть триумвиров была санкциони­рована комициями; путем установления режима проскрипций они устранили своих политических противников. Эти действия позволи­ли начать войну против Брута и Кассия, сосредоточивших свои силы в Македонии. Окончательное поражение республиканская армия по­терпела в битве при Филиппах (42 г. до н.э.). Однако начались разногласия между Антонием и Октавианом (Перузинская война); возобновились военные действия против Секста Помпея, обосновавшегося в Сици­лии, Сардинии и Корсике. После разгрома Секста Помпея Антоний начал войну с парфянами в Сирии, однако его действия были не­удачны; в 37 г. он вступил в брак с представительницей династии Птолемеев – египетской царицей Клеопатрой, получив широкую поддержку на Востоке. В результате последнего столкновения между Антонием и Октавианом (битва при мысе Акций, 31 г.) флот Анто­ния и Клеопатры был разбит, а римские войска Антония перешли к Октавиану. Египет был присоединен к Риму в качестве провинции, длившиеся десятки лет гражданские войны были закончены, однако победа Октавиана означала и окончательное падение республики. В 27 г. до н. э. сенат закрепил за Октавианом права верховной власти, и преподнес ему почетный титул Август.