Тема 2. Генезис римской цивитас. Государственный строй Римской республики

 

Основы римской цивитас закладывались еще в царскую эпоху. По сути цивитас, аналог греческого полиса, складывалась в виде гражданской общины, основанной на античной форме собственности на землю, суть которой составляло сочетание я взаимообуслов­ленность частной и общественной собственности на землю. На­чало создания фонда общенародной, общегражданской, государ­ственной земли ager publicus было положено римлянами в ходе многочисленных войн, в результате которых они завоевали ближайшую к Риму часть Лация.

Система управления в раннем Риме внешне сохраняла форму военной демократии, но ее органы власти – царь, сенат и народное собрание – все в большей степени выполняли уже государ­ственные функции, в возникающем дифференцированном обществе. По существу, Рим VIII–VI вв. до н. э. – это архаическое царство (regnum).

Царь (rех) был военачальником и организатором военной силы, законодателем и верховным судьей, ведал внешними сно­шениями и руководил религиозной деятельностью общины – учреждал культы и коллегии жрецов. Власть его была выборной. Он избирался народным собранием, но его кандидатуру выдвигал сенат. По преданию, цари правили Римом с его основания до 510 г. до н. э. Римская история царского периода показывает, что цари стремились усилить свою власть, опираясь на войско и на воен­ную добычу, и в то же время пытались ослабить роль сената.

По преданию, Ромул создал значительный фонд цар­ской земли и собственное войско – отряд целеров, игнорировал волю сената при разделе завоеванных земель между воинами. Его независимая политика стоила ему жизни. По легенде, он бесследно исчез, будучи очевидно, убит аристократами.

Его преемники продолжали политику, укрепления цар­ской власти либо путем мирной государственной деятельности, как Нума Помпилий, либо путем завоевательной и колонизаци­онной деятельности, как Тулл Гостилий и Анк Марций.

Предполагается, что в конце VII в. до н. э. в Риме установилось господство этрусков. Правление этрусских царей – Тарквиния Древнего (Приска), Сервия Туллия и Тарквиния Гордого, которые считаются историческими личностями, явилось новым этапом в политическом развитии Рима. При них в Риме были проведены реформы, стала производиться через каж­дые четыре года перепись всех граждан и их имущества.

В качестве приблизительного хронологического рубежа между царским и республиканским периодами римской истории современная наука признает традиционную дату – 510 г. до н. э.

Дальнейшая эволюция римской цивитас тесно связана сходом и итогами борьбы патрициев и плебеев, в ходе которой были созданы социально– политический базис римского общества и его экономическая система.

Борьба плебеев и патрициев (495–287 гг. до н.э.).Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые в качестве полноценных граждан монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать («оккупировать») землю из «общественного поля»; плебеи требовали также отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н.э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат.

В 494 г. до н.э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они удалились из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура – народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий предложил раздать половину захваченной у герников земли и часть расхищенного патрициями «общественного поля» плебеям и союзным латинским общинам; сенаторы не допустили принятия этого закона; Кассий был обвинен в государственной измене и казнен. В 473 г. до н.э. народного трибуна Гнея Генуция убили накануне назначенного им суда над обоими консулами. В 471 г. до н.э. плебеям удалось добиться принятия закона об избрании народных трибунов трибутными комициями (собраниями плебеев по трибам): таким образом патриции лишились возможности влиять на выборы через своих вольноотпущенников. В 457 г. до н.э. число народных трибунов возросло до десяти. В 456 г. до н.э. народный трибун Луций Ицилий провел закон о предоставлении плебеям и переселенцам права застройки и возделывания земли на Авентинском холме.

В 452 г. до н.э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (т.е. ограничения) полномочий патрицианских магистратов; деятельность консулов и народных трибунов на время работы комиссии была приостановлена. В 451-450 гг. до н.э. децемвиры составили законы, которые были выгравированы на медных досках и выставлены на Форуме (законы XII таблиц): они защищали частную собственность; утверждали суровое долговое право (должника могли продать в рабство и даже казнить), установив при этом предел ростовщического процента (8,33% годовых); определяли юридический статус основных социальных категорий римского общества (патрициев, плебеев, патронов, клиентов, свободных, рабов); запрещали браки плебеев с патрициями. Эти законы не удовлетворили ни плебеев, ни патрициев, поэтому борьба продолжилась и Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частично выходом из противоречий стали Законы Валерия и Горация (449-448 гг. до н.э.), которые закрепляли уклад относительного политического равенства внутри римской общины и стали основой будущего республиканского строя. Законы закрепили обязательность решений трибутных комиций для патрициев, право любого гражданина обратиться к народу за решением своей судьбы, священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна. Закономи Канулея (445/444 г. до н.э.) был отменен запрет браков между патрициями и плебеями. В 312 г. до н.э. в устройство Сената было введено цензовое начало. Так к началу III в. до н.э. завершилась унификация римской общины.

Период борьбы патрициев и плебеев имел для Рима тоже значение, что и архаический период для Греции. Здесь также как и в Греции шел процесс увеличения роли средних слоев гражданства и наступления на права родовой аристократии, который был тесно связан с комплектованием народного ополчения, что было очень актуально в условиях, когда Рим вел непрерывные войны с соседними племенами. Кроме того, тесно связан и с вопросом о земле.

Вместе с тем государство продолжало оставаться элитарным. Политическое руководство и социально-экономическое преобладание концентрировалось в руках небольшой группы новой знати. Половинчатым было и решение долгового вопроса, а аграрный вопрос был решен не за счет внутренних преобразований, а за счет экспансии.

Устройство полисной республики. Основным итогом было создание в Риме полисной республики, а в ходе борьбы сословий конституировались ее базовые элементы: статус гражданина, формальный суверенитет народа и разветвленная система магистратур.

Высшим государственным органом республики считалось на родное собрание (комиции). В Риме существовало три типа комиций: куриатные (собрания патрициев по куриям), центурцатные и трибутные. В основе центуриатных комиции лежало деление по имущественным классам, каждый из которых выставлял определенное число центурий. Как и ранее общество делилось на пять классов. В IV–III вв. критерием деления становится имущественный ценз. Нижней границей, для 1-го класса было состояние в 100 тыс. сестерциев, 2-го – 75 тыс., 3-го – 50 тыс., 4-го – 25 тыс., 5-го –12,5 тыс. или 11 тыс. сестерциев. Те, кто имел менее 11 тыс., назывались пролетариями. Эти цифры показывает огрюмный рост товарности производства с ранней древности вместе с падением цены на серебро и увеличением частных состояний. Окончательно ценз утвердился ко времени Гракхов.

1-й класс выставлял 80 центурий, 2-й, 3-й и 4-й – по 20, а 5-ый – 30. К ним были добавлены 18 центурий всадников, 4 центурии ремесленников и музыкантов и 1 центурия пролетариев. В период между 241 и 238 гг. распределение центурий было изменено. Каждый класс получил равное число центурий (по 70), а их общее число достигло 373, что усилило значение средних слоев населения.

Трибутные комиции возникли из сходок плебса по терриальным округам – трибам. После 287 г. по закону Гортензия их решения стали обязательными для всего народа. Каждая триба имела один голос. Всего в Риме было 35 триб (4 горедские и 31 сельская).

Строгого разделения функций между разными комициями не было, и это позволяло магистратам лавировать. По установив­шейся практике, в III–I вв. до н. э. основные законы проходили через трибутные комиции. Они же избирали низших магистратов (квесторов, эдилов и др.). Центуриатные комиции решали воп­росы войны и мира и выбирали высших магистратов (консулов, преторов, цензоров). Куриатные комиции утратили свое значение и реально перестали собираться.

Оба собрания не имели права законодательной инициативы. Они могли собираться только по инициативе должностного лица и давать ответ на его предложения. Собрание было стихийным, правильного учета голосов не было. Беднейшие граждане голосо­вали в центурии пролетариев и четырех городских трибах.

Главной слабостью собрания была социально-политическая разобщенность плебса. Городской и сельский плебс имели разные интересы, существовал также антагонизм между беднотой и за­житочными слоями. Значительная часть плебеев была клиентами знати. Все это делало комиции слишком слабыми, чтобы иметь реальную власть.

В Римской республике была разветвленная, система, должност­ных лиц (магистратов). Рим не знал последовательного деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Боль­шинство высших магистратов имели так называемый империй, совокупность прав, включавших военное командование, некото­рые гражданские и юридические полномочия, право созывать сенат и народное собрание и др.

Все римские магистратуры были выборны (кроме диктатор­ской), безвозмездны, временны, (для большинства – сроком на один год) и коллегиальны (кроме диктатуры).

В нормальных условиях республика управлялась так называемыми ординарными магистратами. К ним относились консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы и народные трибуны.

Во главе республики по-прежнему стояли два ежегодно изби­раемых консула. Консулы были главами государства и верхов­ными главнокомандующими с высшим империем. Их именами назывался год. Младшими коллегами консулов были преторы, избираемые на тот же срок. Они имели империй, но основной их функцией было руководство судом. Раз в пять лет (с перерывом на 3,5 года) выбирались два цензора, срок власти которых длился 18 месяцев. Цензоры составляли списки граждан и проводили ревизию списков сената и всадников. Цензоры не имели империя, но не были никому подчинены и обладали неограниченными правами в выполнении своих функций. Боле мелкими магистратами были эдилы, выполнявшие роль надзирателей за состоянием города и ведавшие устройством государственных празднеств и прочих зрелищ (что связывало эту деятельность с большими личными затратами), а также квесторы, выполнявшие функции казначеев. Особое положение занимал народные трибуны, избираемые на год числом 10 человек. Хотя трибунат вошел в общую систему магистратур, он продолжал до известной степени сохранять связь с плебсом и быть контрольным: органом демократии. Они могли вносить законопроекты и налагать вето на решения всех магистратов и сената; империя народные трибуны не имели.

В особо критических ситуациях избирались или назначались экстраординарные магистраты, наиболее значительным из которых был диктатор. Он назначался сроком не более чем на шесть месяцев одним из консулов по специальному решению сената: обладал всей полнотой власти. По сути дела, назначение диктатора было временной реставрацией монархии. Против него не действовало ни право апелляции, ни трибунское вето. Диктатор назначал себе помощника, именуемого начальником конницы.

К III в. до н. э. установилась иерархия должностей и последовательность их прохождения. После исполнения должностей квестора, эдила и народного трибуна (для плебеев) можно было баллотироваться в преторы и консулы. Из бывших консулов назначались диктаторы и выбирались цензоры.

Роль государственного совета играл сенат. Списки сената составляли цензоры, комплектовавшие его по преимуществу из бывших магистратов. Раз в пять лет цензоры производили ревизию его состава. Иерархия в сенате зависела от магистратуры, в которой ранее работал сенатор. В период республики число сенаторов достигало 200–300 человек.

Формально сенат считался консультативным советом при магистратах. Однако, поскольку ни лишенное инициативы народное собрание, ни постоянно меняющиеся магистраты не могли, эф­фективно осуществлять повседневную политику, сенат превратился в правительство. Его власть основывалась не столько на законе, сколько на существовавшей практике. Сенат монополи­зировал финансы, внешнюю политику и дела, связанные с куль­том. Он также ведал организацией военных действий. Вскоре сенат присвоил себе роль арбитра между магистратами. Наконец, в его руках был контроль за государственной безопасностью.

Рим не имел единой конституции. Она слагалась из различ­ных правовых норм, принятых в развое время. В такой ситуации особенно возрастала роль неписанных правил и практики, что усиливало контроль сената над политической жизнью общества.

Римское общество и государство были сильно милитаризованы. Любой гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легион. В период максимального военного напряжения Рим мог выставить несколько сот тысяч солдат, чего не мог сделать ни один его противник.