Источники по истории Империи.
Памятники материальной культуры. Территория современного Рима полна руин императорского времени. Это множество парадных, одетых мрамором площадей, сооруженных императорами и названных их именами – форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большого размаха достигло храмовое строительство, в том числе и на старом форуме. Сохранилось несколько колонн фасадов храмов Веспасиана и Диоскуров, часть храма Антонина и Фаустины и других сооружений. Поражает фундаментальностью и вместе с тем простором и устремленностью ввысь храм в честь всех богов – Пантеон на Марсовом поле.
Примечательной особенностью императорского Рима, отражающей расширение его державы и синкретизм его культуры являются храмы в честь иноземных божеств – Митреум и Серапеум. К специфически римским памятникам относятся триумфальные арки. В южной части форума возвышается арка Тита, воздвигнутая в честь победы над иудеями; в северной части – арка Септимия Севера в память победы над парфянами; близ форума – огромная арка Константина с изображением многочисленных фигур окружающих императора подданных.
Памятниками императорских деяний являются алтари и колонны. Алтарь мира был воздвигнут при Августе, который изображен на нем вместе со своей семьей. Святилище было также украшено барельефами, символизирующими благоденствие Италии в правление Августа. Колонна Траяна, возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет собой каменную летопись дакийских походов.
Типично римским атрибутом культуры являются термы. Все они сильно разрушены. Но даже развалины огромных терм Каракаллы у подножья Авентина впечатляют. Они занимали площадь в 12 га и были рассчитаны на 1600 посетителей. Еще грандиознее, судя по руинам, были термы Диоклетиана, вмещавшие вдвое больше людей.
Представление о культурных потребностях римлян дают зрелищные предприятия. Еще от Помпея идет традиция постройки каменных театров. Но от первого театра его имени остались лишь незначительные фрагменты. Следующим за ним был театр Марцелла, вмещавший до 14 000 человек. Об особой популярности зрелищ кровавых гладиаторских игр и травли зверей свидетельствуют амфитеатры, самым грандиозным из которых является Колизей, возведенный в правление Флавиев (I в. н. э.). Колизей вмещал 50 000 человек. В эпоху ранней Империи был благоустроен знаменитый Большой цирк, основанный еще в царское время для состязаний колесниц.
В качестве исторического источника выступает и портретная скульптура. Это парадные статуи императоров, а также скульптуры знатных и простых римлян и даже рельефные изображения вольноотпущенников и рабов на надгробиях.
Богатый материал о религии, обычаях, образе жизни и о социальной стратификации дают римские погребальные комплексы с изображениями бытовых сцен и надписями. Сохранившиеся от конца Республики и эпохи Империи колумбарии принадлежат знати, коллегиям ремесленников, членам императорских семей. Подземные галереи, использовавшиеся для захоронений (катакомбы), проясняют для нас быт и верования ранних христианских общин.
Памятником поздней Империи, напоминающим о внутренней и внешней неустойчивости империи, является городская стена в Риме, построенная в III в. Аврелианом.
Все перечисленные типы памятников материальной культуры повторяются в Италии и в провинциях.
Особым типом памятников Римской Италии являются раскопанные из-под пепла и лавы Остия, Помпеи, Геркуланум и Стабий. Благодаря невероятной сохранности эти города – великолепный источник по истории быта, экономики и социальных отношений Италии начала Империи.
Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, и их вес служат указанием на экономическое состояние общества. Находки монет вместе с другими памятниками помогают их датировке.
Надписи эпохи Империи освещают многие стороны жизни. Они подразделяются на официальные документы и надписи частного характера. К первой группе относятся прежде всего императорские надписи. Особое место среди них занимает автобиография Октавиана Августа, которую можно считать политическим манифестом Августа. К правлению Тиберия (I в. н. э.) относятся надписи о выборной реформе, указывающие на упадок народных собраний. Об усилении императорской власти свидетельствует закон об империуме Веспасиана.
Экономическое состояние Римской империи, тяжелое положение населения, попытку центральной власти установить твердые цены на продукты и заработную плату отражают эпиграфические памятники, зафиксировавшие эдикт Диоклетиана о ценах 301 г, и обнаруженные в Малой Азии, Египте и в других местах Империи.
О жизни сельских общин, о структуре общественных земель, о муниципальном землевладении и росте императорского земельного фонда в Италии, а также об алиментарной политике императоров дает представление таблица из города Велейи в Лигурии.
Организация управления и труда в крупных императорских поместьях, положение там непосредственных производителей – колонов, условия колонатных отношений, определенные поместным уставом, освещены в Африканских надписях эпохи Антонинов. Тысячи надписей, посвятительных, надгробных, позволяют проследить хозяйство, социальную и культурную жизнь сельских общин разных категорий, муниципиев и колоний, составить представление о динамике развития рабовладельческих и колонатных отношений, о степени влияния римской администрации в провинциях.
Эпиграфический материал освещает религиозные воззрения жителей Империи, в частности распространение культа императоров.
Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, происходящие почти исключительно из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим из иих является эдикт императора Каракаллы от 212 г., называемый Антонинианской конституцией. Основная масса папирусов – частноправовые документы (то есть долговые расписки, договоры о найме и т. п.) и частная переписка. Папирусы дают богатый материал о быте и социальных особенностях египетской провинции, в частности об аграрных отношениях и разных формах зависимости.
Письменные источники.Очень краткие сведения об установлении и начале Империи содержатся в извлечениях из труда Ливия. Более подробно описан этот период во второй книге труда Г. Веллея Патеркула (19 г. до н. э. – 31 г. н. э.), доведшего рассказ до 30 г. н. э. Основное внимание автор уделяет военно-политическим событиям, но касается и истории культуры. О войнах начала Империи рассказывает во 2-й книге «Эдитом римской истории обо всех войнах за 700 лет» Луций Анней Флор, писавший во II в. н. э. в правление Адриана. События эпохи Флавиев получили освещение и в сочинении знатного иудея Иосифа Флавия «Иудейская война», участником которой он был, но перешел потом на сторону римлян.
Особое место среди историков, освещавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту (около 55–120 гг.). Им написаны «Истории» в 14 книгах с описанием событий правления Флавиев и «Анналы» в 16 книгах – со смерти Августа до конца династии Юлиев–Клавдиев. Его интерес сосредоточен на внутренней истории, особенно на взаимоотношениях императоров с сенаторским сословием.
В худшей сохранности дошла посвященная Империи часть «Римской истории» Диона Кассия Кокцейяна. Но содержание утраченных книг известно по извлечению, сделанному в XII в. Зонарой. Наиболее подробно изложена им история Августа, но много ценных сведений содержится у Диона Кассия и по политической истории времени Антонинов и Северов.
Последние десятилетия правления Антонинов, начиная с Марка Аврелия, и эпоху Северов описал Геродиан (170–240 гг.). В «Краткой истории Рима», написанной по поручению императора Валента Евтропием, изложена канва всей истории империи, включая начало правления Валента (до 367 г.).
Видным явлением римской историографии было творчество писавшего Аммиана Марцеллина (около 330-400 гг.). Он был военным и по делам службы бывал во многих провинциях, накопил множество знаний и впечатлений. Выйдя в отставку, он создал труд «Деяния» в 31 книге, стараясь подражать Тациту. Аммиан начинает свое повествование с того момента, на котором кончалась «История» Тацита, то есть с правления Нервы, и доводит до 378 г. Сохранилась лишь часть книг, посвященная времени с 353 по 378 г. (книги 14–31). Но и это очень, ценно, поскольку Аммиан, будучи свидетелем и участником описываемых событий, стремился к объективному, правдивому освещению истории.
Много информации содержат в себе произведения биографического жанра, ставшего очень популярным. Апологетическая биография Августа под названием «Жизнь Цезаря» была написана после его смерти Николаем Дамаскином. Плутархом написаны лишь две императорские биографии – Гальбы и Отона. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех правителей династий Юлиев – Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Г. Светония Транквилла (70–160 гг.). К IV в. относится сочинение Секста Аврелия Виктора «О цезарях» с краткими биографиями императоров от Августа до Констанция II. В IV в. появился сборник шести писателей «Истории об Августах», содержащий биографии императоров от Адриана до Нумериана (117–284 гг.).
Несколько особняком стоит сочинение Тацита «Жизнеописание Юлия Агриколы», героем которого выступает наместник в Британии (68–74 гг.). В этом труде много данных, характеризующих социальный строй и быт населения Британии, а также борьбу британцев против римского владычества.
Специальная литература, отображающая жизнь Империи, многообразна. Трактаты о сельском хозяйстве Колумеллы и Палладия рисуют состояние агрикультуры соответственно в I и IV вв. и представляют собой важный источник по истории аграрных отношений и динамике развития рабовладения. Своеобразным источником по истории аграрных отношений ранней Империи и частично Республики являются трактаты римских землемеров Юлия Фронтина, двух Гигинов, Агенния Урбика и др. На их основании определяются также системы и техника межевания полей и правила ведения земельных споров.
Представление о технике строительного дела и строительном искусстве, а также о социально– политическом аспекте развития градостроительства в эпоху Августа дают «Десять книг по архитектуре», созданные в качестве практического руководства для строителей и заказчиков Витрувием Поллионом.
«Краткий очерк военного дела» в 4 книгах по периоду Республики и особенно Империи был создан Вегецием (IV в.).
Специфическую группу источников составляют произведения художественной литературы. Произведения литературы всегда являются памятниками идей своего времени, но вместе с тем содержат множество указаний и на разные стороны жизни современного им или ушедшего в прошлое общества. Особенно интересно творчество Вергилия, Горация, Овидия.
Эпоха Империи – время расцвета сатирического жанра. Петроний создал роман «Сатирикон», в котором говорится о приключениях нескольких молодых бездельников, показывается нравственное падение разных слоев римского общества. Кроме того, сохранились произведения Марциала, Ювенала, Апулеем.
В эпоху Империи получили развитие также письма и речи. В ряду их авторов в период принципата выделяются Сенека Старший (55 г. до н. э. – около 40 г. н. з.), Квинтилиан (30-е годы – 96 г.), Плиний Младший (61-114 гг.), Сидоний Аполлинарий (после 430-483 г.).
История возникновения и развития раннего христианства и церкви – часть римской истории. Памятники этого исторического явления многообразны. Это и погребения ранних христиан, и письменные источники. Среди них канонические книги Нового завета и апокрифы, то есть тайные, секретные книги христиан, не вошедшие в канон. Письменные памятники представлены также сочинениями апологетов, или отцов церкви, – Тертуллиана (конец II – начало III в.), Оригена (начало III в.), авторов церковных историй – Евсевия Кесарийского (IV в.), Августина Блаженного (V в.), его ученика Павла Орозия, изобличавших языческий Рим. Для понимания идейных истоков раннего христианства имеют значение Кумранские документы, то есть документы религиозной общины ессеев. К нехристианским памятникам относятся свидетельства античных авторов о христианах – Тацита, Иосифа Флавия, Плиния Младшего и античных критиков христианства.
Существенное значение имеют юридические памятники. Ранние из них – учебники права, или Институции. Сохранились Институции юриста II в. Гая. Более поздними (IVв.) являются Дигесты, то есть комментарии к законодательству. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Феодосия II и названный его именем, к VI в. – кодекс Юстиниана. Наиболее полным собранием римского права является сборник, который в XII в. получил название «Корпус цивильного права» (Corpus iuris civilis). В него вошли: 1) институции, 2) дигесты, 3) императорские конституции, то есть установления, или кодекс Юстиниана, 4) новеллы, то есть конституции, изданные после кодекса Юстиниана. Кодексы отражают социально-экономическую и политическую жизнь Империи, а установления Юстиниана – и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.