Тема 4. Складывание «общины равных» в Спарте
В истории Греции VI–IV вв. до н. э. наиболее заметную роль играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.
Спарта в древности. Территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Эвротом. С трех сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское ее побережье неудобно для мореплавания. В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры. В «Илиаде» упоминается, что в Лаконике существовало 12 отдельных общин, подчиненных легендарному парю Менелаю. В числе этих общин была и древняя Спарта. Памятниками микенской культуры в Лаконике являются замечательные по богатству и художественности найденных в них вещей погребения древних Амикл (современная деревня Вафио) и др.
Вторжение дорийцев. В XII-XI вв. до н.э. в Лаконику вторглись дорийцы. Коренное ахейское население этой области частью было уничтожено или порабощено победителями, частью с ними ассимилировалось, частью бежало в горы или переселилось в более далекие области. Во время этого вторжения, очевидно, был разрушен и древний город Спарта. Известный позднее под этим названием город на реке Эвроте, судя по раскопкам, возник позже, – по всем признакам, в IX в. до н.э. Может быть, эта позднейшая Спарта возникла в результате слияния двух общин: дорийской и ахейской, поскольку из двух совместно царствовавших в дальнейшем в Спарте династий одна считала себя по происхождению дорийской, а другая – ахейской.
Мессенские войны. После завоевания Лаконики дорийцы начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконийской долиной областями – Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Кинурию спартанцам удалось завоевать в VI в. до н. э. Завоевание Мессении, начавшееся еще в VIII в. до н.э. и длившееся около столетия, вылилось в две большие войны, осложненные социальными потрясениями в самой Спарте. В результате войн вся территория Мессении была поделена между победителями на участки; большая часть ее населения была обращена в государственных рабов – илотов. Именно это повлияло на складывания этнического характера государства в Спарте, в том смысле, сто привилегированной частью населения, полноправными гражданами стали завоеватели дорийцы (включавшие ахейский элемент), а низшим слоем населения стали завоеванные автохтоны, так основой социальных противоречий стал не столько сам социальный фактор, а социо-этнический. Это же породило и военизированный характер государства и его гипертрофированную роль в жизни общества: для того, чтобы удерживать свое господствующее положение спартиаты должны были держать в постоянном повиновении илотов, которых было в десятки раз больше. В численном отношении полноправные спартиаты вместе с семьями вряд ли составляли более 10% от общего числа жителей своего государства; по преданию, их первоначально насчитывалось 9 тыс. семейств.
Социально-экономический строй древней Спарты. Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших еще полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для нее строй так называемой «общины равных».
Основой экономической жизни этой общины было земледелие. При этом принадлежавшая Спарте земля считалась собственностью государства и была поделена на равные участки – клеры, переданные в пользование отдельным семьям спартиатов (членов «общины равных») без права их отчуждать или дробить. Владение клером являлось неотъемлемым признаком гражданских прав правящей группы спартиатов.
Клеры обрабатывались не самими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикрепленными к их участкам илотами. В отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом – государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определенного количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ни убить, положение илотов было незавидным. Это постоянно толкало илотов на восстания. Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить их волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило так называемые криптии – организованные массовые убийства тех илотов, которые казались наиболее опасными и неблагонадежными. Эти массовые истребления безоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанской молодежи.
Вторую группу неполноправного населения составляли периэки – лично свободные, но лишенные политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землей, которая принадлежала им в отличие от спартиатов, видимо, на началах частной собственности. Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях еще до того, как последние были завоеваны Спартой, другая часть была здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались также занятия ремеслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли. Впрочем, ремесла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства.
Законодательство Ликурга. Постоянная угроза илотского мятежа требовала максимальной сплоченности от спартиатов. Поэтому одновременно с переделом земли была проведена целая серия реформ, которые полностью изменили облик спартанского государства. Система установлений и предписаний, которая и определяла всю жизнь спартанца, получила название Большая Ретра, которую предание приписывало деятельности легендарного законодателя Ликурга. В действительности многие из этих «законов» восходили еще к первобытно-общинному строю. В силу сложившихся в Спарте условий они продолжали сохраняться и были приспособлены к целям господства общины спартиатов над подвластным ей населением.
По «законам Ликурга» новорожденные младенцы, обладавшие физическими недостатками, уничтожались. Мальчики с 7 до 20 лет проходили общественное воспитание. Воспитание это отличалось суровостью, основная его цель заключалась в подготовке молодых спартиатов к войне. С достижением совершеннолетия и получением гражданских прав спартиаты зачислялись в подразделения спартанского войска, в составе которого они и находились до старости. По «законам Ликурга» им было запрещено заниматься каким-либо другим делом, кроме военного, выезжать за пределы своей территории, пользоваться иными деньгами, кроме железных, предписывалось строить дома только при помощи самых простых инструментов и т. д.
Даже речь спартиатов своей краткостью («лаконичностью») и отрывистостью напоминала слова военной команды. Большую часть своего времени спартиат проводил в обществе своих товарищей по военному подразделению, совместно с ними питался, участвуя в фидитиях, то есть устраиваемых в складчину общественных обедах, – обычай, который восходил к временам глубокой древности.
Живучесть всех этих своеобразных обычаев объясняется тем, что они призваны были сплотить полноправных граждан и обеспечить за спартиатами военный перевес при подавлении восстаний илотов. Следует иметь в виду также изолированность и замкнутость Спарты, находившейся в стороне от главных центров экономической жизни Греции.
Образование Пелопоннесского союза. Необходимость держать в подчинении илотов наложила отпечаток не только на всю внутреннюю историю Спарты, но и на ее внешнеполитические взаимоотношения.
Добившись после упорной и длительной борьбы перевеса над аркадским городом Тегеей, Спарта в середине VI в. заключила с ним договор о союзе, по которому этот город обязался не давать убежища мессенцам и оказывать спартанцам помощь в случае войны и восстаний илотов. К этому союзу в дальнейшем примкнули другие города центральной области Пелопоннеса – Аркадии, а также Коринф, Мегары, остров Эгина, заинтересованные в союзных отношениях со Спартой, как с самым сильным в военном отношении государством Пелопоннеса. Гегемонии Спарты подчинилась также пелопоннесская область Элида. Так возник Пелопоннесский союз, сыгравший большую роль в последующей истории Греции. Теперь в случае войны или при подавлении восстаний илотов Спарта всегда могла рассчитывать на помощь союзников. Хотя все дела союза решались на собраниях представителей союзных государств, Спарта, как самое крупное и сильное государство Пелопоннеса, сразу же заняла в союзе руководящее положение: ей одной, например, принадлежало право набора союзного войска.
Политика Спарты по отношению к другим греческим государствам сводилась к повсеместной поддержке аристократических и олигархических группировок против демократии. Консервативная Спарта в дальнейшем становится оплотом всех подобных движений в Греции.
Некоторые из особенностей социально-экономического и политического строя Спарты находят себе известные параллели в истории других земледельческих областей Греции. Так, черты некоторого сходства со Спартой обнаруживают полисы Крита и Фессалии, также пережившие вторжения завоевателей. Среди господствующего слоя полноправных граждан критских полисов, например, существовала система общественного воспитания юношества и были в обычае общественные обеды, напоминающие спартанские фидитии. Точно так же, как в Спарте, на Крите и в Фессалии полноправному господствующему меньшинству противостояли неполноправные люди, напоминавшие спартанских периэков, и бесправные зависимые земледельцы, в положении которых было много общего с положением спартанских илотов (пенесты в Фессалии, клароты на Крите).