Новое предпринимательство во второй половине XIX
ВЕЛИКАЯ РЕФОРМА И РОЖДЕНИЕ НОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
1. Реформа 1861 г. и ее воздействие на экономическую жизнь страны
Александр II был не первым российским императором, для которого решение крепостного вопроса было самым трудным и неотложным делом своего правления государством. Вспомним, что еще Екатерина II осуждала рабство, коим в России было крепостное право. Однако это не помешало ей арестовать и приговорить к смертной казни (замененной ссылкой) А.Н. Радищева за его книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой автор впервые нарисовал реальную картину жизни крестьян. Автор высказывал свое неверие в возможность мирного освобождения крестьян, т.е. сверху, волей "просвещенного монарха".
Павел I в 1797 г. монаршим Указом вводит трехдневную барщину. Историки этот акт царя будут характеризовать как первое, в эпоху самодержавия, государственное вмешательство в отношения помещика со своими крестьянами, хотя в действительности подобное вмешательство было всего лишь попыткой ремонта, и то отнюдь не капитального, сложившихся крепостных порядков в России.
В последующие годы таким ремонтом займутся еще два монарха Александр I и Николай I. Оба они, хотя и соглашались с тем, что крепостное право это зло, пороховой погреб под государством, тем не менее считали, что еще не наступил подходящий момент для отмены крепостного права.
Таким образом, перед Александром II было всего два возможных варианта решения крепостного вопроса: или последовать примеру своих предшественников и продолжить "ремонт" безнадежно разваливающегося крепостного хозяйства, или пойти на полную отмену крепостного права. Других путей решения крестьянского вопроса у Александра II не было. И он был вынужден избрать второй путь, ибо уже больше не мог не считаться с реалиями российской действительности.
А действительность состояла в том, что крепостное право в России просуществовало значительно дольше, чем в любой европейской стране, и приняло такие жестокие формы, что оно практически мало чем отличалось от рабства.
В начале XIX века уже само царское правительство осознало вред крепостного права и пыталось найти пути решения "крестьянского вопроса". Но оно смогло пойти на отмену крепостного права только в 1861 г. Налицо были причины, заставившие помещиков и правительство пойти на эту меру. В экономической сфере - нарастание, как было ранее отмечено, кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян. В социальной сфере - усиление протеста крестьян против крепостничества, выразившееся в увеличенном с каждым десятилетием царствования Александра II численности крестьянских волнений: если за 1831 - 1840 гг. было зафиксировано 328 волнений, а за 1841 - 1850 гг. - 545, то за 1851 - 1860 гг. - уже 1010 волнений.
Правящие круги опасались угрозы превращения разрозненных крестьянских битв во "вторую пугачевщину".
В марте 1856 г., Александр II, принимая представителей московского дворянства в Москве, обратился к ним с краткой, но очень важной речью о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения "сейчас" уничтожать крепостное право, но признал, "что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным". По выражению государя, "лучше начать уничтожать крестьянское право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу". Посему император и приглашал дворян "обдумать, как бы привести все это в исполнение".
После этого мартовского заявления уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа, формула реформ: неизвестными оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного права.
Начался интенсивный поиск формулы, оснований, которые должны были служить руководством при подготовке реформы.
3 января 1857 г. был образован Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян" (правительство еще опасалось официально произнести слово "освобождение"). Комитет предлагал совершить освобождение крестьян постепенно, без крутых и резких переворотов. Но это не соответствовало планам Александра, который был сторонник скорого и вполне определенного решения крестьянского вопроса. Поэтому губернаторам были разосланы рескрипты царя, в которых предписывалось создать из представителей местных помещиков губернские комитеты для подготовки местных проектов "улучшения быта помещичьих крестьян". С этого момента подготовка реформы уже перестала быть "секретом". 8 января 1858 г. секретный комитет был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". Губернаторы получили указание публиковать все рескрипты в "Губернских новостях". Таким образом, все государство открыто было информировано о том, что началась подготовка к крестьянской реформе.
Главный комитет работал сначала под председательством самого царя, а затем - великого князя Константина Николаевича, брата царя.
Проекты положения об улучшении быта крестьян, разработанные губернскими комитетами (их было создано 45), должны были представляться для рассмотрения Главным комитетом. Так как проекты губернских комитетов во многом различались между собой, то для их рассмотрения и согласования в марте 1859 г. были образованы при Главном комитете Редакционные комиссии. Практически вся основная работа по подготовке проекта "Положений о крестьянах" проходила в этих комиссиях, в составе которых были видные ученые - эксперты, крупные чиновники, придерживающиеся либеральных взглядов.
В октябре 1860 г. комиссия завершила свою работу и составленные ими законопроекты были переданы в Главный комитет.
Главный комитет рассмотрел представленные проекты и внес в них ряд изменений в пользу помещиков. В конце января 1861 г. проект "Положения о крестьянах" поступил на рассмотрение последней инстанцией - Государственного совета.
Александр лично открыл заседание Государственного совета и в своей речи заявил Совету, что уничтожение крепостного права "есть его прямая воля". В исполнение этой воли Совет обсудил и одобрил проект закона об освобождении крестьян.
Ровно через 6 лет после дня своего воцарения, 19 февраля 1861 г., император Александр подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Великое дело было совершено: 5 марта Манифест был обнародован и принят народом спокойно, без всяких общественных потрясений.
Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861 г.
19 февраля 1861 г. подписал, помимо Манифеста, еще и 17 законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.
Александр II хотел видеть документ не только официально - торжественный, но и достаточно пропагандистский - агитационный. Из-под пера Филарета текст "Манифеста" вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятным для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты.
Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Местные положения" и "Дополнительные правила".
По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу помещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, за которую веками боролся крестьянин. Отныне бывший крепостной, у которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с семьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от своего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другое сословие. Все это представляло значительный простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
Если крепостное право было отменено сразу, одним законодательным актом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще 2-х лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и др.). По закону крестьяне получали право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещика и на назывались временнообязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами - собственниками. Никакого определенного срока окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось не целых 20 лет, и лишь законом 1881 г. временнообязанные крестьяне (из к тому времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп.
Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно лицо, записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские души). Величина надела зависела от "полосы" государства (нечерноземной, черноземной и степной) и потому для губерний и даже уездов величины наделов были различные.
Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и размер повинности за него) фиксировались в так называемых "уставных грамотах". Они рассматривались как определяющий документ, являющийся юридическим актом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или его доверенным лицом и крестьянскими поверенными, что создавало видимость юридически узаконенной сделки двух равных сторон. Уставная грамота являлась основным документом, фиксировавшим момент перехода крепостных во "временнообязанное состояние" и определявший социально-экономические условия этого состояния. По нормам, зафиксированным в уставных грамотах, жило целое поколение крестьян.
Составление и введение в действие уставных грамот возлагалось на мировых посредников. Должности мировых посредников были учреждены для разбора возможных недоразумений, споров и жалоб в процессе проведения реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно "Положениям 1861 г.". Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты, наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.
Таким образом, центр тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено - мировых посредников, назначаемых Сенатом по спискам, предложенным дворянскими собраниями. В июне 1861 г. начали действовать 1714 мировых посредников. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства. А высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".
Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.
В нечерноземных и черноземных районах России устанавливались "высшая" и "низшая" (треть "высшей") нормы надела, а степных районах - одна ("указная") норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, если он не достигал "низшей". В результате крестьяне за счет отрезки от наделов потеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческих губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высоко ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только в этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья, без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы и пр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне необходимые ему "отрезанные земли". Землепользование крестьян сужалось также еще чересполосицей и лишением лесных угодий.
Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказывалась в 1,5 раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне, а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет. До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне уплатили свыше 1540 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы и все еще оставались "должниками" казны.
Обнародование Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на "полную волю", вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. Фактически не было ни одной губернии, в которой крестьяне не протестовали бы против неприемлемых для них условий освобождения. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений. К осени 1861 г. правительству с помощью воинских подразделений и с применением массовых наказаний розгами удалось подавить взрыв крестьянского протеста, однако весной 1862 г. поднялась новая волна крестьянских выступлений, связанных на этот раз с введением в действие уставных грамот.
В период 1863 - 1870 гг. были проведены аграрные реформы в соответствии с принципами "Положений" в удельной деревне, поземельное устройство государственных крестьян, а также реформы в национальных окраинах России (Грузии, Бессарабии и Абхазии).
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., значение ее для дальнейшего экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась переломным моментом, "гранью" отделявшей феодальную эпоху от капиталистической. Такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву. Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и другие несущие конструкции социально-политического строя: орган местного управления, полиции, суда и армии. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.
2. Реформы 1863-1874 гг. "Контрреформы" 80-х начала 90-х гг. XIX в
Первой вызрела судебная реформа, самая радикальная из всех реформ 60 - 70 годов XIX века.
Судебная реформа.
Проведение судебной реформы в России стало возможным только после отмены крепостного права.
20 ноября 1864 г. Александр II подписал указ Сенату об утверждении новых судебных уставов, изменивших старые формы российского судоустройства и судопроизводства.
Вместо сословных екатерининских судов был учрежден суд бессословный, "равный для всех подданных". Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.
Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела (уголовные дела с участием присяжных заседателей). Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и юродскими думами на основе имущественного ценза. Судебные палаты (по одной на несколько округов) рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. Судьи общих судов назначались царем. Они были включены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады.
По "Уставам", прокуратура осуществляла судебный надзор, а не общий надзор, как раньше. Судебные следователи занимались предварительным расследованием. Полиция в следствие не вмешивалась.
Вводилась адвокатура - присяжные поверенные и частные поверенные.
Новые суды были обособлены от администрации. Судьям обеспечивалась несменяемость и независимость. Суд осуществлялся устно и гласно, у обвиняемого должен быть защитник из адвокатов - юристов. Судьи должны были иметь специальное юридическое образование или большой опыт судебной работы.
Судебные уставы 1864 г. дали государству хорошие суды, заслужившие доверие населения и положили начало воспитанию российского общества в духе соблюдения законности.
Одновременно с введением новых судебных установлений была значительно смягчена и система наказаний, существовавшая в России; были отменены разные виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены или палки, наложение клейм на преступников и т.п.).
Земская реформа.
Крестьянская реформа существенно изменяла все основы русского государственного и общественного быта. Она создала в центральных и южных областях России новый многолюдный (21 - 22 млн.) общественный класс. Прежде для управления им довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должно было государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездах дворянское самоуправление, совсем уже не годились для нового разносословного уездного населения. Надобно было создать заново местную администрацию.
Указом императора Александра II от 1 января 1864 г. вводилось новое "Положение о губернских и уездных учреждениях". Прежние законы были ориентированы только на сословное самоуправление; по новому "Положению" создавались учреждения всесословные. К управлению хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались выборные лица от населения. Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определенной ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на 3 года представителей ("гласных") в уездные земские собрания. Эти собрания под председательством уездного предводителя дворянства собираются ежегодно на короткий срок для решения хозяйственных дел уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и 2-х членов. Управа функционирует постоянно и ведает всеми земскими делами своего уезда.
Ежегодно проводятся съезды депутатов от уездных земских собраний всей губернии. Под председательством губернского предводителя дворянства депутаты съезда образуют губернское земское собрание, ведающее всеми хозяйственными делами губернии. Для постоянного ведения этих дел губернское собрание из своей среды избирает губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. Председателей уездных земских управ утверждает губернатор, а губернских - министерство внутренних дел.
Ведению земств подлежат дела по народному образованию, здравоохранению, продовольствию, строительству и ремонту дорог и мостов, ветеринарному обслуживанию, страхованию и др. земские дела.
Немногим позже были созданы новые формы городского самоуправления. По новому закону "Городское население 1870 года" все горожане, платящие городские повинности, получили право избирать гласных в городскую думу, ведающая всем городским хозяйством. Гласные избирают из своей среды городского голову и членов городской управы. Дума собирается по мере надобности, управа же действует как постоянный орган думы. Деятельностью городских дум и управ руководит губернское по городским думам присутствие под председательством губернатора.
Так на местах были созданы Учреждения буржуазного характера с отчетливо различимыми родимыми "пятками".
Введение земских учреждений началось только в феврале 1856 г. и этот процесс растянулся до 1911 г.
Земства вошли в историю страны как учреждения, питавшие либеральное движение в стране, создавшие целый слой интеллигенции, который служил в земских учреждениях и неимоверными усилиями поднимал уровень медицинского обслуживания, особенно в деревне, приобщал к культуре и грамоте деревенских ребят, повышал уровень агрокультуры, ветеринарного дела, следил за санитарными условиями. Ожили города, из административных центров они стали превращаться в центры народнохозяйственной деятельности.
Военная реформа.
В 1861 - 1874 гг. была проведена серия военных реформ. В этот период во главе военного министерства был поставлен высокообразованный и прогрессивных взглядов граф Д.А. Милютин. Сначала он добился сокращения сроков службы до 12 лет, затем отмены телесных наказаний в армии. До этого времени срок службы в армии длился 25 лет. При этом сроке службы человек, попав в солдаты, практически на всю жизнь отрывался от своей среды; бедные семьи лишались своего кормильца, который, можно сказать, навсегда уходил от своего хозяйства, от своей семьи.
В 1866 г. под руководством Д.А. Милютина была реорганизована система военного управления: в стране впервые были образованы 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В 1867 г. была осуществлена реформа военно-учебных заведений: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии для среднего и высшего командного состава.
При Петре I все сословия привлекались к военной службе: дворянство поголовно, остальные - по рекрутскому набору. Законами XVIII в. дворянство постепенно было освобождено от обязательной службы и рекрутчина оказалась уделом низших классов общества, и притом беднейших, так как богатые могли откупиться от солдатской службы, нанимая за себя рекрута. В такой форме рекрутская повинность стала тяжелым и ненавистным бременем для населения.
А в это время в государствах Западной Европы, по примеру Пруссии, действовала всеобщая воинская повинность, превращавшая население в "вооруженный народ" и сообщавшая военному делу значение общенародного. России нельзя было отставать от соседей в этом отношении. Поэтому завершающей реформой в военном деле было введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности. Она распространялась на все мужское население, достигнувшее 20-и летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до 1,5 лет, а для имевших высшее образование - до полугода. В связи с сокращением численности армии на действительную службу призывалось не более 20 - 25% лиц призывного возраста. Все лица мужского пола с 21 до 41 года должны были состоять в одном из 4-х разрядов вооруженных сил страны: регулярная армия и флот, иррегулярные войска, запасные войска и ополчение. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл срок службы. Обучающиеся в высших и средних учебных заведениях получали отсрочку, а окончившие их могли поступить в армию вольноопределяющимися на сокращенный срок и по отбытию его увольнялись в запас офицерами, если сдавали соответствующий экзамен; в противном случае получали низший чин.
Новая система комплектования войск, по самой идеи своей, должна была привести к глубоким переменам в военных порядках. Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях и наказаниях, вводилось разумное и гуманное воспитание солдата, несущего на себе не простую сословную повинность, как было раньше, а священный гражданский долг защиты Отечества. Кроме военной выучки солдат учили грамоте (и притом, что немаловажно, бесплатно) и старались развить в них сознательное отношение к своему долгу и понимание своего солдатского дела.
В конце XIX в., вслед за военной реформой, происходило перевооружение русской армии - и в первую очередь замена гладкоствольного (стрелкового и артиллерийского)оружия нарезным и скорострельным.
Таким образом, святая святых самодержавия - его вооруженные силы - начали жить по нормам буржуазного права и буржуазных порядков.
Реформа облегчила тяготы податных сословий в воинской повинности, открыла бесплатные возможности для повышения грамотности народа (солдат обучали грамоте), усилила тягу к среднему и высшему образованию (благодаря льготным срокам службы) в тех слоях общества, которые раньше, даже имея возможность его получить, не очень стремились к этому. Появилась возможность проникновения в офицерскую среду недворян, что упрощало кастовость офицерского корпуса. Преображающаяся армия, несмотря на незавершенность военной реформы, все же победила в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., освободив балканские народы от многовекового ига Оттоманской империи.
Реформы в сфере образования.
Социальное и экономическое развитие страны не обеспечивалось существовавшей системой народного образования. Низкий уровень грамотности основной части населения и нехватка образованных специалистов в государственном аппарате и народном хозяйстве диктовали необходимость перемен.
Реформы народного образования были неотъемлемой частью социальных преобразований 60-х годов.
14 июня 1864 г. принимается "Положение о начальных народных училищах". Этим "Положением" создавались, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских.
19 ноября 1864 г. был утвержден Устав гимназий и прогимназий. Этим уставом средние учебные заведения - гимназии - разделялись на классические и реальные с 7-ми летним сроком обучения. Создавались такие прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные училища готовили специалистов для промышленности и торговли, усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, реальные гимназии были переименованы в училища с шестилетним сроком обучения. Обучение было платным и довольно высоким.
В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х годов - около 600.
К началу 60-х годов в университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. В 1863 г. был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. Были открыты новые университеты в 4-х городах России, Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, Политехнический институт в Риге и др. К концу века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов.
В 1858 г. появились женские гимназии, однако поступать в университет женщинам было запрещено (их допускали туда только на правах вольных слушательниц).
В 60 - 70 годы были созданы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Петербурге, Казани и Киеве.
Резко возросло число периодических изданий (1860 г. - 230) и наименований книг (1860 г. - 2058). В 1864 г. насчитывалось около 300 типографий, а в 1894 г. - 1315.
"Временные правила по делам печати" от 6 апреля 1865 г. отменили предварительную цензуру периодических изданий, оставив за цензурой право через суд закрывать издания в случае нарушения "Правил". В 1897 г. средний уровень грамотности населения составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. Грамотность была больше распространена среди мужчин (29,3%), чем среди женщин (13,1%). К концу XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален.
После 1881 г. в сфере просвещения произошли весьма негативные изменения (о них речь пойдет ниже).
Что же касается всех осуществленных реформ, то какие бы "изъяны" (ограниченность, непоследовательность и пр.) не усматривались в реформах 60 - 70-х годов, это были поистине "великие реформы", имевшие огромное значение для социально - экономического и культурного развития России.
1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким. Еще раньше, 4 апреля 1866 г. студент Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. вообще на его жизнь покушения шли одно за другим: в него стреляли на улице, подготовили взрыв полотна железной дороги под его поездом, даже устроили взрыв в одной из зал Зимнего дворца в Петербурге. Тогда еще никто не знал, что все эти покушения исходят из одного малочисленного революционного кружка "Народной воли"; всем казалось, что действует какая-то таинственная многолюдная организация.
На престол вступил сын Александра II, Александр III. Главной целью своей деятельность император Александр III считал утверждение самодержавной власти и государственного порядка, поколебленного революционным движением при его отце. Цель эта должна была достигаться прежде всего твердым подавлением всяких революционных выступлений, а затем пересмотром законов и учреждений, созданных в эпоху великих реформ Александр II.
Борьба с "крамолой" завершилась полным успехом, революционное движение было подавлено. На очереди был пересмотр узаконений времени Александр II.
В 80 - 90 годах после временного поражения революционных сил верховная власть Александр III проводит ряд реакционных мер, именуемых в исторической литературе "контрреформами", так как эти меры ставили своей целью ограничить действие реформ 60 - 70 гг. Сторонники реакционного политического курса требовали пересмотра проведенных при Александре II реформ.
Первыми жертвами реакционного курса печать и образование. В 1882 г. были изданы новые "временные правила о печати", устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Министерство просвещения, внутренних дел, юстиции и Синод получили право закрывать газеты и журналы.
В 1883 - 1884 гг. прекратили существование все радикальные и многие либеральные журналы. Сильное беспокойство обер-прокурора Синода Победоносцева Ю.П. вызывали библиотеки и читальни, и потому с 1888 г. Министерству просвещения было поручено пересмотреть каталог книг, разрешенных доля выдачи читателям.
5 июня 1887 г. министр просвещения И.Д. Делянов опубликовал позорный циркуляр ("о кухаркиных детях"), в котором открыто говорилось о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".
Новый Университетский устав 23 августа 1884 г., текст которого был подготовлен редактором "Московских новостей" М.Н. Катковым (ярый идейный сторонник реакционного политического курса), фактически уничтожил автономию университета. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались, для них была введена особая форма. В 1886 г. срок военной службы для имеющих высшее образование увеличивался до одного года. С 1887 г. плата за обучение возросла вдвое. Правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских (элитных).
В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России создавались 2200 "земских участков" (не путать их с земскими учреждениями 1864 г.) во главе с земскими участковыми начальниками - исключительно из местных потомственных дворян. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. Дворянство переживало после крестьянской реформы тяжелый экономический кризис. Его хозяйство пошло в расстройство с потерей дарового крестьянского труда. Правительство Александра III рядом мер стремилось всячески поддержать упадавший класс. Дворянам было предоставлено преобладание в земствах. Был учрежден "Дворянский земельный банк" для выдачи дворянам ссуд под залог их земель на очень льготных условиях. К таким мерам относится учреждение в уездах уже упомянутых земских участковых начальников. Они заменяли собой мировых судей и в то же время получили большую административную власть над крестьянскими обществами. Земский начальник осуществлял надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, вмешивался в решения волостного суда, отстранял от должности сельских старост и волостных старшин, если они почему-либо оказались ему неугодны, мог подвергать телесным наказаниям, аресту и содержанию в "холодной", а также штрафовать любого крестьянина, отменять постановления сельских и волостных сходов. Постановления и решения земских начальников считалась окончательными и не подлежали обжалованию. Фактически была создана полная бесконтрольность действий земских начальников.
Следующими актами реакции явились контрреформы местного Управления. В 1890 г. было издано новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", направленное на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними усиливался.
В 1892 г. вводится новое "Городовое положение", по которому значительно урезались избирательные права городского населения путем увеличения имущественного ценза для избирателей. Резко сократилось число избирателей так, что, например, в Москве и Петербурге правом выборов в городские думы могли воспользоваться всего 0,7% их жителей. Были предприняты попытки реакции, ограничить судебную систему, введенную в 1864 г.
В общем, в либеральные учреждения 1860-х годов было введено немало ограничений, сообщавших всей деятельности императора Александра III строго охранительный и реакционный характер.
Однако, в начале 90-х годов стала складываться иная социально-политическая обстановка в стране, и некоторые задуманные контрреформы (например, пересмотр судебной реформы и общего законодательства о крестьянах) так и не были проведены. Более того, в обстановке общественно-политического подъема в стране в начале 90-х годов правительству Александра III на практике не удалось реализовать и те реакционные меры, которые были изложены в законах, изданных в 80 - начале 90-х годов. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять объективный ход истории.
Осуществление реформ в конце XIX -начале XX века привело к быстрому росту экономики и существенным изменениям в ее структуре.
Самым ярким проявлением этих изменений, служившим одновременно и источником роста многих других отраслей, стал бум железнодорожного строительства. Достаточно сказать , что к 1861г. в необъятной Российской империи было построено всего лишь 1687 км железных дорог.* В первое десятилетие после реформы 2/3 капиталов было вложено в железнодорожное строительство. Только с 1861 года по 1881 год,