Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 15-16
Взаимодействие и взаимовлияние подростков в группе сверстников происходит большей частью в процессе общения. В. И. Степанский рассматривает общение как средство презентации своего психического Я другому человеку[1]. Такую форму общения Б. Ф. Ломов назвал общением «лицом к лицу» и соотнес с индивидуальным уровнем бытия человека. Содержание такого общения составляет прежде всего внутренний мир человека, его переживания, чувства, убеждения, т.е. именно то, что осознается субъектом как индивидуальное психическое Я. Главным психологическим законом общения является взаимность партнеров. Решающее условие формирования личностно-доверительного общения заключается в том, что собственные переживания и их сопереживания обобществляются, когда, сопереживая другому, субъект испытывает переживания и сам, как бы переживая переживания партнера по общению. В конечном итоге общение личных переживаний имеет своим следствием настолько тесное сближение индивидуальных психических Я, что по отношению к внешнему окружению взаимодействующие таким образом субъекты начинают вести себя как некоторое совокупное Я, характеризующееся определенным личностным единством. Возникновение совместного психического Я не только не отменяет личностной уникальности каждого субъекта общения, но, напротив, предполагает духовный рост и внутреннее обогащение партнеров как самостоятельных личностей.
Межличностные отношения подростков и юношей и их взаимосвязи и взаимозависимости изучали многие отечественные и зарубежные психологи. Развитие группы в целом, ее статусная структура должна рассматриваться с позиции внутренней структуры группы и особенностей отдельных ее членов. Высокий статус определяется наличием положительных черт характера, совпадением ценностных ориентаций, пониженной самооценкой (Т. Каазик, Е.Е. Махлах, Р.Ф. Уринг); высокого интеллекта, способностей, нравственных качеств (В.Н. Лозовцева); общительностью, отзывчивостью, спокойным и добродушным характером (Т. Гордон, А. Крутецкий, Е.А. Шумилин, Г. Олпорт, С. Сакс, С. Холландер); эмпатией (Т.П. Гаврилова), привлекательной внешностью (Т.-К. X. Аунапуу, Н.В. Кораблева, Н.Н. Обозов). Эти факторы или характерологические особенности также влияют на позицию в группе. Уверенность в себе, гибкость, настойчивость, высокий самоконтроль будут способствовать отстаиванию своих позиций.
В учебных группах наиболее часто возникают и напряженно протекают межличностные противоречия отдельных ее членов. Они зависят от образцов поведения данного общества и набора личностных особенностей индивидов. Формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение, тесно связано со статусом личности в системе межличностных отношений в учебной группе.
Если раньше у учеников с высоким статусом отмечались такие личностные особенности, как инициативность в общественных делах, охотное посещение школы, высокая; учебная мотивация, то на данном этапе развития нашего общества, данные ценности ушли на второй план.
Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности подростка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является «застывшей окаменелостью»: это — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу[2].
Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У подростка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией[3].
[1] Степанский В. И. Свойство субъективности как предпосылка личностной формы общения. // Вопросы психологии, 1991, №5.
[2] Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. С.-Пб. Речь, 2002. С. 87.
[3] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. С. 245.