Правовое положение крестьянских (фермерских хозяйств) — страница 47-48

Таким образом, исходя из сути отношений, законодатель урегулировал банкротство именно крестьянского (фермерского) хозяйства, а не индивидуального предпринимателя — его главы. Из этого следует вывод, в соответствии с которым в данной ситуации мы сталкиваемся с банкротством неправосубъектного с точки зрения гражданского права образования.

М.В. Телюкина, приходя к аналогичному выводу, совершенно справедливо отмечает, что «формально не признавая возможность банкротства неправосубъектных образований, фактически Закон о банкротстве допускает такую возможность применительно к одному из них»[1].

Можно сказать, что банкротство неправосубъектных образований в ряде случаев является оправданным с точки зрения защиты контрагентов. Так, вполне разумно постановка вопроса о банкротстве простого товарищества, о банкротстве филиалов (представительств), о банкротстве некоторых финансово-промышленных групп (подробное рассмотрение данных вопросов выходит за рамки настоящего исследования).

Рассматривая проблему статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, нельзя не отметить, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством они наделялись признаками юридического лица. Законодательно не установлено, что такие субъекты должны реорганизовываться либо прекращать деятельность, хотя такая позиция обосновывается учеными[2].

Судебная практика исходит из того, что автоматически статуса юридического лица крестьянское (фермерское) хозяйство лишено быть не может[3].

В связи с данной проблемой М.В. Телюкина предлагает применять к крестьянским (фермерским) хозяйствам, обладающим статусом юридического лица, нормы о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций[4]. Л.А. Лысенко критикует такой подход, предлагая законодательно установить временный специальный режим признания несостоятельными (банкротами) крестьянских (фермерских) хозяйств, сохранивших статус юридических лиц[5]. Позиция Л.А. Лысенко представляется интересной, однако представляется, что до установления специального режима целесообразно исходить из подхода, предложенного М.В. Телюкиной.

 

 

[1] Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 116.

[2] Беляева З.С. Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект гражданского права // Субъекты гражданского права. М., 2000. С. 89.

[3] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2002 г. N Ф08-4714/2002 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/pst/362/180636.html, свободный. — (Дата обращения — 09.02.2012).

[4] Телюкина М.В. Конкурсное право. Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002. С. 390.

[5] Лысенко Л.А. Указ. соч. С. 76.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *