Правовое положение крестьянских (фермерских хозяйств) — страница 45-46
1.1 Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
Необходимость установления на законодательном уровне специальных правил, регулирующих особенности несостоятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), диктуется их особым положением среди участников имущественного оборота.
Одной из особенностей системы регламентации отношений банкротства гражданина, принятой Законом 2002 г.[1], является особое отношение к крестьянским (фермерским) хозяйствам. Отношение законодателя к этой проблеме можно охарактеризовать как двойственное; связанные с этим проблемы отмечаются учеными[2].
К банкротству крестьянского (фермерского) хозяйства применяются правила § 1 гл. X Закона о банкротстве о банкротстве граждан с особенностями, установленными в § 3 указанной главы.
Согласно ст. 217 Закона о банкротстве, применяемой во взаимосвязи с правилами п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее чем 10000 руб.
Следовательно, заявление кредитора о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 10000 руб.
Факт предоставления должнику отсрочки исполнения решения, которым подтверждена задолженность КФХ, не исключает право кредитора обратиться с заявлением о несостоятельности при наличии внешних признаков несостоятельности, определенных в п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве[3].
Анализ статистических данных, касающихся заявлений о банкротстве отдельных категорий должников, показывает, что в 2010-2011 гг. по результатам рассмотрения дел принято 12 794 решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства. Из них в 385 случаях (3%) признаны банкротами государственные и муниципальные унитарные предприятия, в 1 686 (13,2%) случаях – индивидуальные предприниматели. На долю сельскохозяйственных и финансовых организаций приходится 2 и 0,5% соответственно 26 132 [4].
С одной стороны, глава крестьянского (фермерского) хозяйства — индивидуальный предприниматель, в связи с чем нормы о его банкротстве включены в § 3 гл. X Закона о банкротстве «Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства». Следует отметить, что в силу п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
С другой стороны, уже из названия § 3 гл. X Закона о банкротстве следует, что речь идет не только и не столько о банкротстве именно индивидуального предпринимателя — главы хозяйства, сколько о банкротстве самого хозяйства. Этот вывод подтверждается как с формальной, так и с сущностной стороны. Формальная сторона определяется упомянутым выше названием параграфа, а также названиями некоторых статей, которые оперируют соответствующими терминами: ст. 217 — «Основания для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом»; ст. 219 — «Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством»; ст. 221 — «Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства»; ст. 223 — «Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом». Как видим, везде речь идет о хозяйстве, а не о его главе — индивидуальном предпринимателе. Отмечая данную неточность, некоторые ученые предлагают исключить из текста Закона о банкротстве указания на крестьянское (фермерское) хозяйство как на субъекта отношений, связанного с несостоятельностью (банкротством)[5]. Однако это не решило бы проблему, поскольку не изменило бы суть отношений.
Сущностная сторона определяется тем, что и по сути нормы Закона о банкротстве регламентируют именно банкротство крестьянского хозяйства, поскольку мероприятия банкротства применяются к имуществу, находящемуся в общей собственности участников хозяйства (очевидна некая условность термина «имущество крестьянского (фермерского) хозяйства»). Вопрос о выделе доли главы хозяйства и осуществлении ЕГО банкротства с использованием ЕГО имущества не ставится. Это объясняется целями сельскохозяйственного производства в целом и использования земель в частности. Практика также в ряде случаев исходит из данного подхода. Так, например, ФАС Волго-Вятского округа, рассматривая одно из дел о банкротстве, говорит о принятии заявления о банкротстве крестьянского хозяйства С.П. Шпакова, о признании банкротом крестьянского хозяйства, об основаниях прекращения производства по делу о банкротстве крестьянского хозяйства и т.п.[6]. Подобная позиция прослеживается в практике и иных судов[7].
[1] Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ(ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
[2] Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 124.
[3] Постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 г. по делу N А12-20216/06-С64 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.resheniya-sudov.ru/menu/984/, свободный. — (Дата обращения — 09.02.2012).
[4] Справка о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2008 — 2011 гг. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.arbitr.ru/_upimg/F88887D6B084544B32709D2BF4BE093F_rassm_del_o_bankrotctve.pdf, свободный. — (Дата обращения — 09.02.2012).
[5] Лысенко Л.А. Проблемы несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства сферы сельскохозяйственного производства по законодательству Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 75.
[6] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 октября 2001 г. N А82-Б/50-2001 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/volgovyat_jude.php?id=11826, свободный. — (Дата обращения — 09.02.2012).
[7] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2003 г. N Ф08-1171/2003 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cs-center.ru/practice_more/59/57/156/, свободный. — (Дата обращения — 09.02.2012).