История развития газового хозяйства города Москвы и его современное состояние — выдержка из реферата Основы эксплуатации систем газоснабжения

Начало использования газа в городском хозяйстве связано с началом его использования в освещении. В Москве газовое освещение появилось в 50е годы Х1Х века. Светильный газ вырабатывали на небольших газовых заводах из каменного угля способом сухой перегонки (карбонизация угля).

В 1859 году было создано Московское товарищество переносного сжатого газа, которое имело завод в Сокольниках, Сокольническое шоссе. Искусственный сжатый газ получали из нефти. Утвержден устав товарищества, по которому ему предоставлялось право продавать в Москве желающим сжатый переносной газ. Московский газовый завод был основан в 1865 году английской компанией, предприниматели Букъе и Гольдсмит. Строительство и ввод в эксплуатацию газового завода и подающих газопроводов для освещения улиц Москвы свидетельствовало собой образование новой отрасли городского хозяйства газового хозяйства. 29 ноября 1865 года началось заполнение газом уличных подземных газопроводов, что положило начало газовому хозяйству как таковому[1].

Общая протяженность газовой сети к 1905 году составляла 320 км. В 1950 году газ в топливном балансе города составлял 8,7%. В 1965 году к 100-летию газового хозяйства Москвы доля газа в топливном балансе столицы составляла уже 70%, а сейчас 97%. Раньше о таких цифрах даже не приходилось мечтать.

Протяженность газопроводов составляет 7 833 км, в том числе, принадлежащих ГУП «Мосгаз» 7 522 км. Количество подземных газопроводов 3 969 км; Количество надземных газопроводов 3 553 км.

Количество газорегуляторных пунктов, принадлежащих ГУП «Мосгаз» составляет 1202 шт; Количество элекгрозащитных установок составляет 3840 шт.

По состоянию на 01.01.2011 г. 1366 км (34,4%) подземных газопроводов находится в эксплуатации сверх нормативного срока, (более 40 179 ГРП (14,8%) и 931 ЭЗУ (24,2%) находятся в эксплуатации сверх нормативного срока, (более 20 лет и 10 лет соответственно).

В топливном балансе ТЭЦ Москвы 98,5% составляет газ, 1,5% мазут. В структуре топлива ТЭЦ ОАО «Мосэнерго» природный газ составляет более 95%. На газе и угле работает ТЭЦ-22. В последние годы доля угля в балансе топлива станции составляла 15-17%.

Особую озабоченность вызывает проблема покрытия пиковых нагрузок в период прохождения зимнего максимума. Эта проблема становится все более острой, поскольку неравномерность потребления газа увеличивается в связи с ростом доли жилищно-коммунальной нагрузки.

Абсолютно недостаточное использование резервного топлива на ТЭЦ, в том числе по экологическим причинам, перекладывает решение проблемы обеспечения пиковых нагрузок на газотранспортную систему. При наличии на московских ТЭЦ мазутных емкостей в размере до 370 тыс. куб. м годовой расход мазута не превышает 2% (около 455,7 тыс. т у.т. в год). На большинстве районных тепловых станций резервное и даже аварийное жидкое топливо отсутствует.

Уже в настоящее время при понижении температуры наружного воздуха ниже минус 15 °C подача газа в регион по техническим возможностям ресурсной базы газовой отрасли и газотранспортной системы не может быть увеличена и остается примерно на одном уровне.

Промышленные предприятия практически не снижают потребление газа в пиковых режимах. Это означает, что в качестве потребителей-регуляторов используются ТЭЦ. Однако ограничения подачи газа на ТЭЦ ведут к недоотпуску тепла на отопление (до 12-15%) и массовому включению электронагревательных приборов.

Решение проблемы пикового спроса увеличением мощностей газотранспортной системы потребует неоправданно больших инвестиций. Кроме того, трассировка новых газопроводов в Москве и ближнем Подмосковье связана с большими сложностями как по выполнению действующих нормативных актов, так и по прохождению по землям, имеющим разных собственников.

Энергоснабжение города Москвы обеспечивается на основе морально устаревших технологий 60-70 годов прошлого века и физически изношенного оборудования, что естественно снижает надежность, эффективность работы и производственные возможности систем, приводит к перерасходу топлива и других энергоресурсов. Степень физического износа основных фондов оценивается величиной около 42%.

Система газоснабжения Московского региона, структурно надежная, по надежности элементов находится почти на пределе технических возможностей. Это обусловлено тем, что более 55% протяженности газопроводов имеют срок эксплуатации более 40 лет, четыре из семи КРП работают с 1965 года, а КРП 11 50 лет. Загрузка ряда КРП и ГРС близка к предельной.

Технические возможности существующих транспортных мощностей ЕСГ по поставкам дополнительных объемов газа в регион ограничены ввиду высокой загрузки основных транспортных коридоров и отсутствия развития ЕСГ в последние годы.

Система газопроводов, обеспечивающих поставку газа в КГМО, имеет резерв по годовым потокам, однако при обеспечении пикового спроса возникают узкие места газопроводы от КС «Тума» в направлении КС «Воскресенск» и КС «Серпухов» и от КС «Пришня» до КС «Серпухов», загрузка которых достигает проектных показателей.

Ухудшение технического состояния системы газоснабжения приводит к необходимости вводить ограничения на уровень разрешенного давления, тем самым снижаются проектные показатели и надежность системы, в том числе технически возможный объем поставки газа. Ограничения по давлению имеют первая нитка КГМО и отдельные направления поставки газа в регион (МГ Москва Ставрополь, первая и вторая нитки, газопроводы до Подольска и Домодедово).

Требуют замены: фактически весь газопровод КГМО-1 (его реконструкция уже осуществляется), подводящие газопроводы-отводы к КГМО, газопроводы-отводы от КГМО к КРП 11, 13, 14 и 15.

Предельная загрузка ГРС (КРП) не позволяет увеличивать объемы поставки газа без расширения их производительности. В соответствии с действующей нормативной базой объекты газоснабжения должны быть расположены вне территории города, поэтому решение вопросов развития газоснабжения Москвы, связанное с новым размещением объектов, невозможно без согласования с Московской областью.

Сильно развитая инфраструктура (дорожная сеть, инженерные сети) Московского региона ограничивает возможности развития системы газоснабжения.

При формировании городских округов на базе районов области требуется вынос из зон городской застройки газопроводов высокого давления, ГРС и КРП.

Отсутствие должного взаимодействия региональных газовых организаций с предприятиями ОАО «Газпром» тормозит реализацию проектов развития системы газоснабжения.

 

 

[1] История развития газового хозяйства города Москвы (по архивным материалам музея ГУП «Мосгаз») // http://www.mos-gaz.ru/upload/history/History-of-gas-facilities-Moskvy.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *