Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 19-20

Следовательно, формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение, тесно связано со статусом личности в системе межличностных отношений в учебной группе. При этом особое внимание исследователей направлено изучение процессов дезадаптации подростка в группе, так как он связан с нарушением процесса социализации подростка, что ведет не только к дефектам развития личности, но и нарушениям межличностного взаимодействия в учебной группе. Средовая дезадаптация по мнению Р.А. Туревской выражается в социальной отгороженности и отвержении ребенка. Крайние статусные позиции сопряжены с различием в психосоциальной идентичности по сравнению с общегрупповым профилем[1]. Базовые параметры психосоциальной идентичности индивида являются тесно связанными с характером распределения статусно-ролевых отношений в группе[2].

Исследования И.Е. Григорович, М.Н. Расходчиковой показывают неоднозначность позиции среднестатусных членов группы: они могут характеризоваться достигнутой позитивной идентичностью, удовлетворенностью своим статусно-ролевым положением, либо диффузной идентичностью. Среднестатусных членов описывают как ориентированных на видение себя адаптирующимися, либо интегрированными членами группы.

Особенностью подростков является влияние развития на самосознание и межличностные отношения, когда в результате развития групповых отношений происходит изменение норм поведения, ценностей членов группы, меняется их социально – психологический статус и структура коммуникации. Анализ исследований взаимоотношений в учебных группах (Г.М. Андреева, А.И. Донцов и др.) позволяет сделать вывод, что их можно разделить на конструктивные и деструктивные. Деструктивные взаимоотношения характеризуются несоответствием моральным принципам общества и доминированием некоторых высокостатусных членов группы, проявляющихся в психологическом и физическом насилии[3]. Социально – психологический статус как фактор признания со стороны сверстников влияет на структуру коммуникаций и нормы взаимоотношений между членами группы, а также на адаптированность к социальным условиям жизни, не обязательно взаимосвязан с социально-коммуникативной компетентностью[4].

В отечественной психологии проблемы личностных особенностей в поведении подростков исследовались при воздействии характеристик социально-психологического климата малой группы (Е.М. Дубовская, Я.Л. Коломинский и др. Анализ поведения подростков в условиях учебной группы риска невозможен без учета их характерологических и личностных особенностей, а также анализа мотивов их поведения, сопряженных с типом ситуации развития. Исследования психологов показывают, что поведение детерминируют личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей. Поэтому актуально раннее распознавание личностных изменений, ведущих к изменениям социальных статусов. Необходимо изучать личностные особенности в связи с характером их отношений к ближайшему окружению в учебной группе[5].

Характеризуя отношения в среде подростков, сложно дать им однозначную оценку. Кризисность и переходность данного возрастного этапа в жизни человека ведет к тому, что эти отношения не сбалансированы, не гармоничны. Гармоничные отношения, по мнению Е.В. Некрасовой[6], – это отношения, формирующиеся на основании единства, взаимной дополняемости и постоянного взаимодействия интересов, направленностей, потребностей и ценностей у их носителей – людей или партнеров по отношениям. А отношения старшеклассников далеки от гармоничных.

[1] Туревская Р.А, Эмоциональное развитие подростков с явлениями школьной дезадаптации: /Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1991. С. 14.

[2] Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношений в студенческой группе // Психология обучения: N 1. 2007.

[3] Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. С. 115.

[4] Григорович И.Е. Социально-психологические характеристики современной студенческой группы и особенности формирования профессиональной идентичности // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3. 2008.

[5] Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. – М., 1991. С. 41.

[6] Некрасова Е.В. Психологические причины дисгармонии межличностных отношений старшеклассников // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. № 2(4).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *