Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 21-22

Понятие «дисгармония» является противоположным понятию «гармония». Дисгармония предполагает отсутствие единства и нарушение соотношений между его частями. С.В. Духновский выделил следующие признаки дисгармонии межличностных отношений: ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними; ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами; дисбаланс (нарушение равновесия) между познавательными (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений; гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз». Индикаторами дисгармоничных отношений он считает такие характеристики отношений, как напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность[1].

В обусловленности социальных статусов подростков в учебной группе имеются определенные личностные, эмоциональные особенности. Оценивая в целом состояние исследований проблемы взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе, следует отметить, что имеющиеся результаты недостаточно обобщены, мало исследованы аспекты и факторы, обуславливающие и изменяющие положение в системе межличностных отношений.

1.1        Теоретические аспекты формирования социальных статусов в учебной группе

Отечественными психологами (С.В. Березин, К.С. Лисецкий) подростковый возраст исследуется и характеризуется в аспекте двух периодов социализации человека: во-первых, как граница детства; во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей[2]. Поэтому период старшего подросткового возраста авторы определяют как период взросления. Подростковый возраст есть кульминационный период взросления, так как является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, становления его мировоззрения, той жизненной позиции, которая в дальнейшем будет реализовываться человеком.

Потребность в признании другими людьми, в определенном положении в системе общественных отношений в разном возрасте понимается по-разному. У подростков — это положение (социальный статус) в группе сверстников, а у старшеклассников — положение как членов общества[3].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть процесс социального становления подростка, формирования социального статуса посредством общения в малой группе. Проблема общения является одной из центральных проблем психологической науки. Данной проблеме посвящены многие исследования отечественных психологов. В исследованиях Б.Г. Ананьева общение рассматривается в качестве одного из видов деятельности наряду с трудом, учением, игрой. В качестве главной характеристики общения Б.Г. Ананьев рассматривает тот факт, что через общение человек строит отношения с другими людьми. Автор отмечает, что «…общение столь же социальное, сколько и индивидуальное явление» и всегда существует взаимосвязь между основными компонентами общения: информацией о людях и межличностных отношениях, коммуникацией и саморегуляцией человека, и преобразованием внутреннего мира личности[4].

[1] Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб., 2006. С. 26.

[2] Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков. Особенности старшего подросткового возраста [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2348, свободный. — (Дата обращения — 21.01.2012).

[3] Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. С. 64.

[4] Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-ух т./ Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. Т.1. – М.: Педагогика, 1980. С. 125

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *