Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 58-59

1.1        Исследование взаимосвязи личностных особенностей и статуса кадетов

В результате проведенного комплексного исследования особенностей личностного развития кадетов и обычных подростков были выделены некоторые особенности.

Рис. 1. Уровни социометрического статуса кадетов

Как показали результаты исследования кадетов и обычных подростков — школьников имеются некоторые различия. У кадетов наиболее представленными уровнями являются «предпочитаемые» (20%) и «незаметные» (18%). Одинаково распространены «неоднозначные» (16%), «незаметные» (18%) и «терпимые» (13%). Реже всего среди кадетов встречаются «любимцы», «нелюбимые» и «гонимые» (по 8-9%)   (рис. 1).

У обычных школьников наиболее выраженным является уровень «терпимых» (25%). Чуть менее крупные группы «предпочитаемых» (18%), «нелюбимых» (16%) и «любимцев» (14%). Наименее распространенными уровнями являются «неоднозначные» (9%) и «гонимые» (4,5%) (рис. 2).

Рис. 2. Уровни социометрического статуса обычных школьников

Исследуемые уровни социометрического статуса отражают различный характер включенности в межличностные отношения. Первые три типа статуса («любимцы», «предпочитаемые», «терпимые») свидетельствуют об успешном включении в межличностные отношения в группе. В свою очередь, последние два типа («нелюбимые» и «гонимые») указывают на неуспешную степень включения в группу, где седьмой тип («гонимые») является наихудшим. Что касается четвертого и пятого типов («неоднозначные» и «незаметные»), то определить их место в системе межличностных отношений не так просто. Так же трудно сказать, что же лучше, быть «неоднозначным», т.е. вызывать противоречивые чувства у сверстников, или быть «незаметным», когда никто из группы не проявляет эмоционально окрашенных отношений к подростку. Поэтому можно считать эти два типа переходными уровнями статуса. Таким образом, выделенные семь уровней социометрического статуса могут быть объединены в три группы по степени включенности в межличностные отношения.

Современные подростки характеризуются достаточно развитыми коммуникативными способностями. Однако у кадетов и обычных школьников есть отличия в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *