Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 56-57
Можно сказать, что причины негативных отношений в коллективах кадетов в школе и затруднений в процессе взаимодействия командира группы с подчиненными с помощью традиционных подходов социально-психологического знания описываются частично. Специфика учебной деятельности влечет за собой особое содержание межличностных взаимодействий в учебных коллективах кадетов. Отношения в системе образования носят промежуточный характер, обладая признаками гражданских социальных систем и признаками как учебной деятельности так и армейской службы. Простое объединение этих признаков (поиск промежуточных вещей) невозможно. Поэтому исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе будет определенным шагом в этом направлении.
1.1 Цель, гипотезы, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования — изучить взаимосвязь особенностей личности и статуса школьников кадетских классов
Гипотезы исследования:
- Существует взаимосвязь между личностными особенностями школьников кадетских классов, которая существенно обусловлена стилем взаимоотношений в группе и их Я-концепцией.
- Личностные особенности школьников кадетских классов по-разному проявляются в досуговой и учебной деятельности класса.
В исследовании предполагается решить следующие задачи.
- Выявить личностные особенности и статус школьников кадетских классов.
- Изучить особенности взаимосвязи личностных особенностей и статуса школьников кадетских классов в учебной и досуговой деятельности.
Экспериментальная часть проводилась в ГОУ СОШ. В исследовании принимали участие школьники двух кадетских и двух общеобразовательных классов. Предлагался блок методик, направленных на изучение их личностных особенностей и определение их статуса в классе. Общая численность выборки составила 44 человека — школьники кадетских классов и 44 человека – школьники общеобразовательных классов.
В соответствии с поставленными задачами эксперимент включал в себя следующие этапы научного исследования:
I этап — подбор методик, проведение констатирующего эксперимента по выявлению личностных особенностей и статуса школьников кадетских классов.
II этап — проведение математического анализа полученных результатов.
III этап — были разработаны рекомендации для психологов, учителей, социальных педагогов, и родителей по проведению работы с школьниками кадетских классов для более успешной их социализации.
Методы и методики исследования.
Были подобраны методики, изучающие личностные особенности сферы самосознания, межличностных отношений и процессов саморегуляции поведения подростков, которые взаимосвязаны со статусом.
Для реализации поставленных задач использовались следующие математические методы: статистической обработки данных, а также использовался ряд методик:
- Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (анкета и ключ в приложении 1).
- Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (анкета и ключ в приложении 2).
- Социометрический анализ групп — для измерения статуса подростков в системе межличностных отношений в учебной и досуговой деятельности класса.
По результатам проведенного исследования были получены данные, отражающие личностные особенности, характеризующие поведение, самосознание, способы преодоления негативных ситуаций, межличностные отношения подростков.