Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 56-57

Можно сказать, что причины негативных отношений в коллективах кадетов в школе и затруднений в процессе взаимодействия командира группы с подчиненными с помощью традиционных подходов социально-психологического знания описываются частично. Специфика учебной деятельности влечет за собой особое содержание межличностных взаимодействий в учебных коллективах кадетов. Отношения в системе образования носят промежуточный характер, обладая признаками гражданских социальных систем и признаками как учебной деятельности так и армейской службы. Простое объединение этих признаков (поиск промежуточных вещей) невозможно. Поэтому исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе будет определенным шагом в этом направлении.

1.1        Цель, гипотезы, задачи, методы и организация исследования

Цель исследования — изучить взаимосвязь особенностей личности и статуса школьников кадетских классов

Гипотезы исследования:

  • Существует взаимосвязь между личностными особенностями школьников кадетских классов, которая существенно обусловлена стилем взаимоотношений в группе и их Я-концепцией.
  • Личностные особенности школьников кадетских классов по-разному проявляются в досуговой и учебной деятельности класса.

В исследовании предполагается решить следующие задачи.

  1. Выявить личностные особенности и статус школьников кадетских классов.
  2. Изучить особенности взаимосвязи личностных особенностей и статуса школьников кадетских классов в учебной и досуговой деятельности.

Экспериментальная часть проводилась в ГОУ СОШ. В исследовании принимали участие школьники двух кадетских и двух общеобразовательных классов. Предлагался блок методик, направленных на изучение их личностных особенностей и определение их статуса в классе. Общая численность выборки составила 44 человека — школьники кадетских классов и 44 человека – школьники общеобразовательных классов.

В соответствии с поставленными задачами эксперимент включал в себя следующие этапы научного исследования:

I        этап — подбор методик, проведение констатирующего эксперимента по выявлению личностных особенностей и статуса школьников кадетских классов.

II       этап — проведение математического анализа полученных результатов.

III      этап — были разработаны рекомендации для психологов, учителей, социальных педагогов, и родителей по проведению работы с школьниками кадетских классов для более успешной их социализации.

Методы и методики исследования.

Были подобраны методики, изучающие личностные особенности сферы самосознания, межличностных отношений и процессов саморегуляции поведения подростков, которые взаимосвязаны со статусом.

Для реализации поставленных задач использовались следующие математические методы: статистической обработки данных, а также использовался ряд методик:

  1. Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (анкета и ключ в приложении 1).
  2. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (анкета и ключ в приложении 2).
  3. Социометрический анализ групп — для измерения статуса подростков в системе межличностных отношений в учебной и досуговой деятельности класса.

По результатам проведенного исследования были получены данные, отражающие личностные особенности, характеризующие поведение, самосознание, способы преодоления негативных ситуаций, межличностные отношения подростков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *