Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе — страница 1-2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 2
Глава 1 Теоретические и практические аспекты взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе 5
1.1 Проблема личностных особенностей и формирования статусов детей (подростков) в группе. 5
1.2 Теоретические аспекты формирования социальных статусов в учебной группе 22
Глава 2 Изучение взаимосвязи особенностей личности и её внутригруппового статуса 38
2.1 Особенности внутригруппового межличностного взаимодействия в кадетском классе. 38
2.2 Цель, гипотезы, задачи, методы и организация исследования. 56
2.3 Исследование взаимосвязи личностных особенностей и статуса кадетов. 58
Заключение. 75
Список литературы. 79
Приложение 1. 84
Приложение 2. 89
Приложение 3. 94
Введение
Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что школьные кадетские классы являются средством развития индивидуальных творческих, духовных, физических и других способностей подростков. Кадетские школьные классы объединяют в своей сущности исторический опыт кадетства России и современные требования общества к профессионализации и формированию гражданственности будущего активного участника общественных отношений. Они являются образовательными учреждениями, созданными для оказания социальной помощи подростку, когда он не принимает предложенных ему социальных норм или когда социум отвергает его в силу его необычности. При этом проблемы поведения и дезадаптации подростков обусловлены неблагополучием в обществе, семье, что приводит к нарушениям развития их личности. Нарушения взаимоотношений в подростковой среде приводят к сложностям и трудностям социализации подростков в образовании и обществе, способствуют появлению дефицита навыков просоциального поведения, отсутствию умений выйти из трудной жизненной ситуации. Сложности переходного периода и нерешенные личностные проблемы подростков затрудняют их нормальное развитие.
Поэтому значимую роль в процессе социализации в подростковом возрасте приобретает система межличностных отношений в школьном кадетском классе, которая зависит от их статуса и личностных особенностей. По большому счету организация кадетского движения ставит целью оказания помощи подросткам в преодолении возрастного кризиса путем организации интенсивного и регламентированного общения в военизированной группе.
В психологических исследованиях большое внимание уделяется взаимосвязи личностных особенностей подростков с их статусом в группе: направленность личности, успешность ее адаптации, взаимодействие в коллективе.