Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 23-24

В.Н. Мясищев рассматривает общение как процесс, в котором взаимодействуют конкретные личности, определенным образом отражающие друг друга, относящиеся друг к другу, и, воздействующие друг на друга. Он писал, что «… в общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком»[1].

Г.М. Андреева полагает, что «именно общение» формирует общность индивидов, выполняющих «совместную деятельность», и выступает в качестве «важнейшего условия присвоение индивидом достижений исторического развития человечества»[2].

А.А. Леонтьев отмечает, что общение есть процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, теми или иными средствами, контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении[3].

Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, превращающие их в малую группу. Группы различаются по способу возникновения, длительности существования, количеству членов, значению для человека и другим основаниям. Группа закономерно проходит в своем развитии ряд этапов. Высшей формой объединения является коллектив. Системообразующим признаком коллектива выступает наличие общей деятельности, имеющей положительное значение не только для членов группы, но и многих людей. Эта деятельность является главным фактором, определяющим характер взаимоотношений членов группы[4].

Сознание групповой принадлежности, солидарность товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей имеет для самоуважения подростка решающее значение. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность[5].

Социальный статус — это и есть понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на свою социальную группу.

Содержание понятия «статус» содержится в самом значении этого слова, которое означает положение, состояние. Все определения статуса в литературе начинаются именно с утверждения того, что статус — это положение субъекта, индивида или личности в системе межличностных, общественных отношений или просто в группе[6].

Однако нельзя утверждать, что статус личности в обществе и конкретной группе совпадает. Положения, занимаемые личностью в группе вообще, в межличностных и в системе общественных отношений могут существенно отличаться. Более того, личность может одновременно занимать эти различные положения в различных перечисленных системах.

[1] Мясищев В. Н. Психология отношений. – Л.: Медицина, 1960. С. 201.

[2] Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект-пресс, 2004. С. 78

[3] Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. С. 103.

[4] Личность в общении — Общение в малых группах [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1179-lekcziya-lichnost-v-obshhenii?start=3, свободный. — (Дата обращения — 21.01.2012).

[5] Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 2006. С. 35.

[6] Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. — М.: Педагогика, 1983.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *